Словарь по христианству В ВАРЛААМ Ясинский

ВАРЛААМ Ясинский

ВАРЛААМ Ясинский (1627–1707 гг.) – митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России, духовный писатель XVII в. По-видимому, происходил из шляхетского рода. Начальное образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В 1651 г., после разорения Киева войском литовского гетмана Я. Радзивилла, Варлаам оставил коллегию, продолжил образование в европейских школах, возможно, курс риторики слушал в Эльбинге (современный Эльблонг, Польша), философии – в Ольмюце (современный Оломоуц, Чехия), затем обучался в Краковской католической академии. В Киев вернулся между 1660 и 1665 гг., был пострижен в монашество в Киево-Печерском монастыре. Принимал участие в деятельности типографии монастыря, вероятно, заведовал ею, а также «проходил учительские звания». Не позднее 13 ноября 1665 г. был избран игуменом киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии, которую восстанавливал после ее разрушения в 1665 г. войсками П.Д. Дорошенко. Направлял воспитанников коллегии для продолжения образования в Западную Европу. Желая укрепить положение коллегии, обращался с просьбами о поддержке к польскому и русскому правителям, пользовался покровительством Черниговского архиепископа Лазаря (Барановича). В 1673 г. при набеге поляков на монастырское имение Новосёлки были убиты трое монахов киевского Братского монастыря. Братия поставила их гибель в вину Варлааму, который был вынужден оставить игуменство и ректорство и занять должность проповедника в Киево-Печерском монастыре. Предположительно с 1673 по 1677 гг. он являлся игуменом киевского Михайловского Златоверхого монастыря. В 1680 г. по поручению киево-печерского архимандрита Иннокентия (Гизеля) вместе с иеромонахом Паисием приезжал в Москву за милостыней для Киево-Печерского монастыря. 8 июля 1680 г. был назначен настоятелем Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве. В 1683 г., после смерти архимандрита Иннокентия, гетман Самойлович обратился в Москву за разрешением на избрание архимандрита Киево-Печерского монастыря, который был ставропигиальным и подчинялся Константинопольскому патриарху. Архимандритом избрали Варлаама. Несмотря на приглашение патриарха Иоакима приехать для поставления в Москву, он был возведен в сан архиепископа Лазарем (Барановичем). Варлаам дважды обращался к патриарху Иоакиму (1674–1690 гг.) с просьбой о получении подтвердительной грамоты на архимандритию, т.к. претензии на нее предъявлял Львовский епископ Иосиф (Шумлянский). Соответствующая грамота была получена Варлаамом в феврале 1684 г. Он занимал враждебную позицию в отношении гетмана Самойловича, протестовал против избрания на Киевскую митрополичью кафедру Гедеона (князя Святополка-Четвертинского). После того как Константинопольский патриарх Дионисий IV Муселим (1671–1673; 1676–1679; 1682–1684 1686–1687; 1693–1694 гг.) в согласии с Восточными патриархами в 1687 г. утвердил переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриарха, протест Варлаама утратил смысл, и он начал стремиться к налаживанию хороших отношений с Московской патриархией, используя ходатайства гетмана И. Мазепы и заручившись покровительством главы Посольского приказа князя В.В. Голицына. Два посольства, отправленные Киево-Печерским монастырем в Москву, имели успех: в 1688 г. монастырь получил статус ставропигиального – независимого от Киевского митрополита и подчиняющегося Московскому патриарху. Несмотря на попытки патриарха Иоакима контролировать деятельность Киево-Печерской типографии, Варлаам вопреки его желанию издал книгу «Венец Христов» (1688 г.) и составленные святителем Димитрием (Туптало) Четьи-Минеи за 1-ю четверть года (1689 г.), к этому изданию Варлаам написал предисловие.

 



 
PR-CY.ru