ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 3

Вселенскому собору принадлежит право издавать правила, которыми устанавливается порядок устройства, управления, дисциплины и отношений церкви. Эти правила, не имея свойства непогрешимости, каким отличаются истины вероучения, утверждаемые вселенским собором, служат, однако, выражением и свидетельством правосознания вселенской церкви, вполне соответствующего ее духу и назначению; имеют значение руководства для законодательства поместных церквей; не подлежат в них изменениям, отмене и замене иными правилами, разве только по определениям вселенского собора последующего времени; поэтому они признаются непреложными и неизменными по своему содержанию и обязательными для всех поместных церквей во все последующие времена. Но правила вселенского собора могут подлежать развитию в законодательствах поместных церквей, разнообразному их применению в практике и неодинаковому их приложению по обстоятельствам и условиям места и времени. Развитие канонов вселенского собора в законодательствах поместных церквей подчиняется общим началам законодательства в православной церкви: положения, выражающие истины христианского вероучения, нравоучения и правосознания вселенской церкви, сохраняются в поместных церквах как древнецерковное предание; в своей сущности и содержании они не подлежат изменениям; но в своих частностях и подробностях выражаются сообразно обстоятельствам и условиям места и времени, а также потребностям поместных церквей. Первый вселенский собор, созванный Константином Великим в Никее (I Никейский, 325 г.), выработал орос (вероопределение), составивший основу будущего общехристианского Символа веры; осудил Ария, отрицавшего божественность Иисуса Христа; утвердил правила празднования Пасхи (пасхалии); объявил о церковном приоритете Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Римской митрополий. Второй вселенский собор, созванный императором Феодосием I (I Константинопольский, 381 г.) уточнил и дополнил Никейский Символ веры; анафематствовал в качестве еретиков ариан, евномиан, фотиниан, савеллиан, маркеллиан; выработал тринитарную догматику (о Святой Троице); уравнял в правах Константинопольского патриарха с Римским папой. Третий вселенский собор, созванный императором Феодосием II (Эфесский, 431 г.) осудил несторианство; объявил Деву Марию не христородицей, а Богородицей; установил, что Иисус Христос был одновременно человеком и Богом. Четвертый вселенский собор, созванный императором Маркианом (Халкидонский, 451 г.) осудил александрийское монофизитство и антиохийское несторианство, признал иерархическое первенство Константинопольского патриархата; в связи с монофизитской и монофелитской полемикой уточнил формулировку христологического догмата, согласно которому Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек, единосущный Богу-Отцу, совместивший две – божественную и человеческую – природы (естества) и воли в одной единой ипостаси (личности). Пятый вселенский собор (II Константинопольский, 553 г.) был созван для рассмотрения эдикта византийского императора Юстиниана I, направленного против так называемых Трех глав – учения богословов Феодора Мопсуестийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, не признававших определений Четвертого вселенского собора и поддерживавших несторианство. Этот вселенский собор подтвердил правильность решений Халкидонского собора, одобрил императорский эдикт, повторил осуждение монофизитов и последователей Оригена как еретиков. Шестой вселенский собор (III Константинопольский, 680–681 гг.), созванный императором Константином IV, в очередной раз осудил монофизитов и укрепил дипломатическое отношения с Римом, пошатнувшиеся после ареста и ссылки Римского папы Мартина I (649–653 гг.) по приказу византийского императора в середине VII в. Седьмой вселенский собор (II Никейский, 787 г.), созванный императрицей Ириной, осудил иконоборчество, разрешил и рекомендовал изображения Бога, Богоматери и святых. Он был реакцией на движение иконоборчества, восстановил иконопочитание, сформулировал учение о внебогослужебном поклонении кресту и иконам. Современное католическое учение о вселенских соборах восходит к трудам кардинала Р. Беллармино.

 



 
PR-CY.ru