ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - Страница 3

В Книге плача Иеремии, состоящей из 5 поэм, запечатлено сожаление автора по поводу разрушения Иерусалима и печальной участи израильского народа. В 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон, а также в связанных с ними Книгах Ездры и Неемии описывается история еврейского народа от смерти царя Саула до заселения Иудеи после возвращения евреев из вавилонского плена. Таким образом, Книги Паралипоменон освещают период времени с 1000 г. до н.э. и до разграбления Иерусалима Навуходоносором в 587–586 гг. до н.э. Главной целью автора Книги Паралипоменон было убедить иудеев, вернувшихся в Иерусалим из вавилонского плена, что они по-прежнему остаются «богоизбранным народом». Кроме 39 книг у иудеев были и другие «священные писания», впоследствии вышедшие из употребления. Зато при выработке греческого канона христианской Библии (Септуагинты), оформившегося к V в. н.э., некоторые из этих книги были включены в ее первую часть, т.е. в христианский Ветхий Завет. Примеру греческих переводчиков последовали Иероним Евсевий (переводчик латинской Библии – Вульгаты) и авторы церковно-славянского перевода (Кирилл и Мефодий в IX в.), а вслед за ними и другие католические и православные переводчики. В результате православный Ветхий Завет кроме 39 канонических книг содержит дополнительно еще 11 книг, считающихся неканоническими, или «второканоническими», но «душеполезными». В отличие от первых, написанных в XIII–V вв. до н.э., эти книги были созданы позже, в IV–I вв. до н.э., и не сохранились на древнееврейском языке. К «второканоническим» книгам православного Ветхого Завета относятся: 2-я Книга Ездры, Книга Товита, Книга Иудифь, Книга Премудрости Соломона, Книга Пермудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга пророка Варуха, 1-я Книга Маккавейская и 3-я Книга Ездры. Ветхий Завет католической Библии (Вульгаты), окончательно утвержденной в Тридентском соборе, дополнительно включает 7 книг, не содержащихся в иудейском каноне (всего 46 книг): 1-ю и 2-ю Книги Маккавейские, Книги Товита, Иудифь, Варуха, Сираха и Премудростей. Кроме того, католический (и православный) канон Ветхого Завета содержит более широкие версии Книги Есфирь, Книги Даниила и 2-й Книги Паралипоменон. Согласно решению Тридентского собора, все книги Вульгаты, в том числе и Ветхий Завет католицизма, следует считать каноническими, или, как определяет их принятая вторым Ватиканским собором догматическая конституция «О Божественном Откровении» («Dei Verbum»), «богодухновенными». Ранний протестантизм вначале включал отдельные книги, не входившие в иудейский канон, в свои издания Библии, трактуя их как апокрифические. Со временем протестантские церкви ограничили свои издания Ветхого Завета только 39 книгами, тождественными иудейской Библии. Порядок следования книг Ветхого Завета в Библии католицизма и отчасти протестантизма отличен от следования этих же книг в еврейской Библии. Отличие обусловлено тем, что, поскольку средоточием христианской Библии является Новый Завет, то Ветхий Завет выполняет по отношению к нему «служебную» роль. С учетом этого в католической Библии, в отличие от иудейского канона, книги Ветхого Завета выстроены не вокруг Торы (Пятикнижия), а, рассматриваемые как подготовка к Новому Завету, устремлены к нему. Завершающие католическую Библию книги пророков (а не 3 Книги Маккавейские и 3-я Книга Ездры, как в православной Библии) трактуются как предвозвещение о приходе Христа, образуя тем самым переход от Ветхого Завета к Новому Завету. «Бог, вдохновитель и автор Книг обеих Заветов, – разъясняет этот момент догматическая конституция «О Божественном Откровении», – так премудро устроил, что Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрывается в Новом. …Книги Ветхого Завета, полностью принятые в Евангельское благовестие, приобретают и являют в Новом Завете свое полное значение и, в свою очередь, освещают и объясняют его». Источник: Энциклопедия религий, М., 2008. См. также БИБЛИЯ и ВЕТХИЙ ЗАВЕТ в Словаре по иудаизму.



 
PR-CY.ru