ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, второй - Страница 4

Католическая церковь провозгласила, что она вероучительно не связывает себя ни с какой формой отношения к собственности, что дало ей возможность занять позицию конструктивной критики многих отрицательных сторон жизни стран Запада. Церковь провозгласила курс на развитие движения в защиту мира и осудила любые формы военного решения спорных вопросов. Изменения в области вероучения были также радикальными: был провозглашен курс на достижение христианского единства; осуждены проявления религиозной нетерпимости и антисемитизма, в прошлом свойственные католической церкви; иначе сформулирована задача духовенства – служить людям, а не создавать некую форму власти; появилось стремление шире его использовать в деле евангелизации общества мирян. Здесь необходимо подчеркнуть, что все же основная задача, которую ставил перед собой и перед Собором папа Иоанн XXIII, – осудить свойственные ранее католической церкви проявления антисемитизма. После окончания Второй мировой войны это было особенно актуально, и кардинал Йосеф Ронкалли, став папой, эту ситуацию сумел использовать наилучшим образом. А декларации о религиозной толерантности, о свободе совести, об открытости церкви и т.д. – это, что называется, «сопутствующие товары». Впрочем, на практике воплощение решений Собора проходило не всегда успешно. Например, папа Иоанн-Павел II (1978–2005 гг.) внес в литургическую практику ряд изменений, восстановивших старые богослужебные нормы. Решения Второго Ватиканского собора по самым различным проблемам, содержащих в себе двусмысленность и расплывчатость, не удовлетворили ни многих сторонников радикального обновления церкви, ни его противников. Влиятельную группу церковных консерваторов, выступивших против каких-либо нововведений и католическом культе (например, проведение богослужения на национальных языках вместо латыни и пр.) и в социальной доктрине церкви, против выработанного Собором подхода к проблеме религиозной свободы и экуменического диалога возглавил французский архиепископ М. Лефевр (1905–1991 гг.). Его сторонники, расценивая решения Второго Ватиканского собора как покушение на многовековые устои католицизма, и сегодня выступают даже против умеренного курса церкви на обновление. Группы католиков-«лефевристов» имеются во многих странах, в том числе и в России. Тем не менее, после Второго Ватиканского собора отмечается оживление деятельности католической церкви, что нашло особое отражение в ее восточной политике, поддержавшей стремление к обновлению политических систем стран Центральной и Восточной Европы в начале 1990-х гг.



 
PR-CY.ru