ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/330–379 гг.) – епископ Кесарии Каппадокийской (с 370 г.; Каппадокия – область в Малой Азии), один из Отцов церкви, брат Григория Нисского (между 335 и 340 – после 394 гг.), сын богатых, знатных, благочестивых христиан Василия и Эммилии. Василий получил начальное образование в Кесарии, затем совершенствовал свои знания в Константинополе у ритора Ливания. Высшее образование он получил в Афинах, где подружился с Григорием Богословом (около 330–390 гг.); вместе с ним изучал философию, астрономию, музыку и медицину. После возвращения в Кесарию (354 г.) Василий занялся юриспруденцией и преподаванием риторики, но под впечатлением подвижнической жизни своей старшей сестры Макрины, и в особенности после крещения епископом Дианием и путешествия в 357 г. по монастырям Египта, Палестины и Сирии, удалился на берег реки Ирис, где предался аскетическим подвигам и изучению Библии и теологии Оригена (эти аскетические подвиги подорвали его здоровье). Вместе с Григорием Богословом он в этот период составил конспект трудов Оригена – «Филокалию». С 362 г. Василий стал советником при новом кесарийском епископе – Евсевии, в 364 г. – был им рукоположен в пресвитеры, а после смерти Евсевия (370 г.) сам был избран на кесарийскую кафедру (поэтому иногда называется Василием Кесарийским). Он снискал любовь и доверие народа и монахов не только своим исключительным красноречием, но и успешной деятельностью, своей преданностью христианским идеалам жизни. Так, например, в засушливый голодный 368 год он продал часть своего имущества и открыл бесплатные столовые и больницы для бедных. Его примеру последовали другие обеспеченные горожане. Василий стал основателем первых общежительных (киновийных) монастырей в Каппадокии, славившихся образцовым порядком и широкой благотворительностью. После смерти Афанасия Великого (373 г.) роль объединителей православных переходит к «великим каппадокийцам» – Василию Великому, Григорию Богослову и Григорию Нисскому. Этот кружок богословов становится во второй половине IV в. средоточием церковной политики и церковной образованности на греческом Востоке империи (в богословскую полемику они перенесли филигранные методы неоплатонической диалектики). Василий был вождем кружка. Из-за неимоверной работоспособности он играл первенствующую роль как в своем городе, так и в церковных делах на всем Востоке, за что и получил прозвище «Великий». Его огромная заслуга – в окончательном определении богословской терминологии, принятой церковью. Одним из первых он установил строгую последовательность литургических священнодействий. Ему удалось предотвратить гонения и проникновение арианства в Каппадокию, но в скором времени он заболел и скончался, в возрасте 49 лет. Церковь сразу стала почитать Василия Великого своим Отцом и Учителем. Хотя он всегда был в большей степени практиком, нежели теологом, его богословские сочинения и по сей день остаются фундаментальным вкладом в святоотеческую литературу. Все его творения исследователи условно делят на пять групп: догматические, экзегетические, аскетические (нравственные), гомилетические и эпистолярные. К догматическим относят, в первую очередь: три «Книги против Евномия» (364 г.), в которых содержится  опровержение арианской «Апологии» Евномия; «Книга о Святом Духе» (375 г.), в которой разъясняется по просьбе иконийского епископа Амфилохия (ум. около 395 г.) тринитарная (т.е. о Святой Троице) догматика. Из экзегетических сочинений наиболее известными являются девять «Бесед на Шестоднев», в которых представлена христианская космология, и 13 бесед на псалмы, в которых каждый из разбираемых псалмов толкуется трояко – в буквальном, нравственном и аллегорическом смыслах.

 



 
PR-CY.ru