ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь

ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ, Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь – один из древних монастырей Русской православной церкви. Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Этимологический разбор финского названия острова «Валамо» подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а «мо» по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу. Согласно иному мнению, слово «Валаам» означает «высокая земля». В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки – древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX–XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности. В ряде современных изданий (путеводители, энциклопедии и т.п.) указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания Валаамского монастыря: возникновение обители относят то к XIV в., то к первым векам распространения христианства на Руси – X–XI. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII вв.) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия здесь прерывалось иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники и монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Можно выделить две основные датировки времени основания обители. 1) Монастырь основан в XII–XIV вв. Этой датировки придерживаются церковные историки XIX в.: епископы Амвросий (Орнатский) и Филарет (Гумилевский), а также церковный историк Е.Е. Голубинский. В настоящее время этой версии придерживается ряд ученых: Н.А. Охотина-Линд, Дж. Линд, А. Накадзава. Это мнение основано на рукописи XVI в. «Сказание о Валаамском монастыре» (изданной Н.А. Охотиной-Линд). Следует отметить, что до сих пор не найдено других источников, в которых бы подтверждались данные «Сказания о Валаамском монастыре», в частности, утверждение, что основателем монастыря является не преподобный Сергий Валаамский, как принято считать, основываясь на многовековом церковном предании, нашедшем отражение в богослужебных текстах, а преподобный Ефрем Перекомский. 2) Монастырь основан в X–XI вв. Эта датировка опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о его пребывании на Валааме в X в., а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 г. Следует отметить, что историкам XIX в. (Н.П. Паялин, И.Я. Чистович) была известна лишь одна запись из Уваровской летописи о переносе мощей. Архивные изыскания последних лет позволили обнаружить и другие подобные упоминания: в собрании Российской национальной библиотеки и в Институте истории материальных культур. Таких записей в общей сложности насчитывается восемь. Церковная и монастырская традиции придерживаются последней концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху крещения Руси. Исследователи считают возможным совместить два взгляда на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI в. могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV–XV вв. Сведения по истории Валаамского монастыря в этот период времени очень скудные и отрывочные. XI век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, от досады нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители.

 



 
PR-CY.ru