ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК Эжен Эмманюэль

ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК Эжен Эмманюэль (1814–1879 гг.) – французский архитектор и историк, один из создателей теории архитектуры Нового времени, реставратор средневековых зданий. Его теоретические труды и опыт практической реставрации средневековой церковной архитектуры существенно повлияли на развитие архитектурной реставрации в России и продолжают оставаться актуальными в настоящее время, когда происходит массовое восстановление и реставрация православных храмов. Окончив Бурбонский коллеж со степенью бакалавра (1830 г.), Э.Э. Виолле-ле-Дюк решил стать архитектором; совершил ряд творческих поездок (1831–1836 гг.: Овернь, Прованс, Нормандия, замки Луары, Пиренеи, Лангедок; 1836–1837 гг.: Рим, Сицилия, Неаполь, Венеция). С 1834 г. преподавал (с перерывами) в Рисовальной школе. В 1838 г. стал аудитором Совета по архитектуре, одной из двух основных организаций Франции по охране и реставрации памятников; в 1846 г. – архитектор аббатства Сен-Дени; с 1853 г. (до отставки за вольнодумство в 1874 г.) – генеральный инспектор епархиальных сооружений Франции; в 1863 г. – профессор Школы изящных искусств. С 1874 г. Э.Э. Виолле-ле-Дюк занимался завершением проектов и вопросами организации городской экологии Парижа, муниципальным советником которого оставался до конца жизни. Был кавалером (позже офицером и командором) ордена Почётного легиона, российского ордена св. Станислава второй степени и др. Большой вклад Э.Э. Виолле-ле-Дюк внёс в натурное изучение и реставрацию христианской средневековой архитектуры, особенно в «стилевую» реставрацию, стремившуюся восполнить утраты путём проникновения в психологию средневекового художника и его замысел, в дух эпохи. Э.Э. Виолле-ле-Дюк руководил реставрацией многих памятников национального значения. В 1840 г. ему было поручено возглавить реставрацию базилики Сент-Мадлен в Везле (XII в.) и часовни Сент-Шапель в Париже совместно с Ж.Б. Лассю, с которым в 1844 г. они выиграли конкурс на реставрацию собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Реставрировал также укрепления Каркасона (1849 г.) и Авиньона (1860–1868 гг.), соборы Амьена (1849–1875 гг.), Реймса (1861–1873 гг.) и Клермон-Феррана (с 1862 г.), церкви в Пуаси (1852–1865 гг.) и многое другое. На основе этого опыта сформировались его взгляды как теоретика реставрации и новой архитектуры. Э.Э. Виолле-ле-Дюк был сторонником научного изучения и точной фиксации открытий, в том числ с помощью молодой тогда фотографии и традиционных чертежей и рисунков. Он являлся одним из лучших мастеров рисунка, который он использовал не только в архитектурной практике, но и при оформлении книг (249 рисунков, привезённых из путешествий, были опубликованы в 1837–1844 гг. в архитектурном обозрении «Voyages pittoresques et romantiques dans l'ancienne France»). Наибольшую известность Э.Э. Виолле-ле-Дюку принесли научные и научно-популярные труды. Его работы в «Annales archéologiques» стали выходить с 1845 г.; с 1858 г. – переработанный курс лекций «Беседы об архитектуре» и многотомная энциклопедия средневековой утвари.

 



 
PR-CY.ru