«ВРАЗУМИВШАЯ ЭККЛИСИАРХА», ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

«ВРАЗУМИВШАЯ ЭККЛИСИАРХА», ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 12 января) – одна из чудотворных икон Хиландарского монастыря, находящаяся в кафоликоне в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Изображение относится к типу «Одигитрия»; Младенец в правой руке держит свиток. Размер иконы –107х71 см. Наименование иконы связано с монастырским преданием – историей о чудесном вразумлении экклисиарха соборной церкви. Его попыткам возжечь перед иконой лампаду мешало постоянное движение воздуха близ иконы, находившейся на стене возле северной двери, ведущей из притвора в храм. Экклисиарх произнёс ропотные слова и хотел удалиться, не засветив лампады, но был повергнут на землю; его нашли перед иконой лежащим без чувств. Время прославления иконы исследователям неизвестно. В повести о чудотворных иконах монастыря, составленной в Москве на основе рассказов участников посольства из Хиландарского монастыря в 1558–1559 гг., икона с таким названием либо со сходной историей прославления не встречается. В более поздней версии повести, опубликованной по списку 1804 г. Л. Штавлянин-Джорджевич, «Вразумившая экклесиарха» икона Божьей Матери также не упоминается. Однако отрицать существование этой иконы в ранний период исследователи не могут, поскольку в обеих редакциях повести рассказывается о большом количестве богородичных икон в монастыре и «нѣст мощно чудеса их вся написати». Название иконы и изложение чуда исследователи встречают в описаниях не раньше XIX в., это связано с проявившимся в это время интересом русских учёных и паломников к восточным, в том числе к афонским, святыням. По сообщению Андрея Николаевича Муравьёва, опубликовавшего записи о путешествии в 1851 г., кроме иконы Божьей Матери «Троеручица» ему рассказали ещё о двух, которые «особенно чествуются в соборе»: одна из них обличила ересиарха (см. ст. Попская икона Божьей Матери), а другая – «святотатную кражу». На эту вторую икону как на «Вразумившую экклесиарха» икону Божьей Матери ссылаются составители сборника о чудотворных иконах Богородицы на Афоне, где впервые наиболее полно воспроизведена история этого образа. «Вразумившая экклесиарха» икона Божьей Матери в русских памятниках представлена на иконах с изображением свода чудотворных образов Богоматери, например, на иконе «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 чудотворных образов Пресвятой Богородицы», конец XVIII – начало XIX вв. (Богоявленский собор в Елохове, Москва). Архимандрит Феофилакт (Маринакис) упоминает другое название «Вразумившей экклесиарха» иконы Божьей Матери – «Косиница», хотя под таким названием в Хиландарском монастыре известна икона Богородицы с Распятием на оборотной стороне, которую исследователи датируют по стилистическим признакам 1360–1380 гг., по происхождению она связана с монастырём Богородицы Икосифиниссы (Косиницы) близ Драмы.

 
PR-CY.ru