ВАЛЬДЕС Хуан де

ВАЛЬДЕС Хуан де (около 1498–1541 гг.) – религиозный мыслитель, мистик. Изучал каноническое право и языки в университете Алькалы-де-Энареса, где познакомился с идеями христианского гуманизма. В 1524 г. поступил на службу к маркизу де Вильене; часто бывал при дворе императора Карла V. Хуан де Вальдес испытал на себе влияние идей Эразма Роттердамского, с которым состоял в переписке. Автор произведений: «Диалог о христианском учении» («Diálogo de doctrina cristiana». 1529 г.), «Сто десять божественных рассуждений» («CX divines considerationes». 1530 г.), «Христианская азбука» («Alfabeto cristiano». 1545 г.) и др. В своих сочинениях Хуан де Вальдес высказывал идеи, близкие к протестантизму, но в то же время никогда не выступал с открытым осуждением католической церкви. «Диалог о христианском учении» подвергся критике со стороны католического духовенства, связывавшего деятельность Хуана де Вальдеса с идеями мистического течения алюмбрадов, но инквизицией не было обнаружено в произведениях Хуана де Вальдеса ничего, что могло бы расцениваться как ересь. Однако Хуан де Вальдес был вынужден уехать в Италию, некоторое время в Риме исполнял поручения папы Климента VII, а с 1534 г. обосновался в Неаполе. Там он собрал вокруг себя кружок единомышленников, куда вошли многие знатные люди города, например, герцогиня Джулия Гонзага (Хуан де Вальдес посвятил ей несколько своих произведений). Идеи Хуана де Вальдеса рассматривались то как предреформационные, то как еретические. Последователи Хуана де Вальдеса, заподозренные в ереси, после его смерти преследовались инквизицией. По учению Хуана де Вальдеса, человек не способен своими силами достичь восстановления и совершенства вследствие повреждённости его природы первородным грехом и обрести утраченный образ Божий, с которым он был создан. Познавая эту неспособность, свою беспомощность, человек делает первый шаг к оправданию. Закон Божий, который основан на любви Бога к Своему творению, даёт возможность человеку познать бессилие, греховность, склонность к неправедным поступкам, приводя его таким образом к смирению; в то же время Бог всецело поддерживает человека и помогает ему через благодать в милосердии Своём. Стержнем в учении об оправдании Хуана де Вальдеса является концепция «добрых дел» человека и «заслуг» Христа в оправдании человека. Совершенствование не означает, что человек должен придерживаться только внешне-нравственного поведения, или, по Хуану де Вальдесу, поведения «внешнего» человека, благочестиво соблюдающего церковные обряды, но также – поведения «внутреннего человека», человека духовного. Поведение духовного человека основывается на вере, надежде и любви. Эти три добродетели – стержень христианской жизни; их единство создает «живую веру». Зная несколько языков, в том числе латынь, греческий и древнееврейский, Хуан де Вальдес занимался переводами на кастильский (испанский) и итальянский. Самыми известными стали его комментированные переводы псалмов и Посланий апостола Павла. Популярность Хуану де Вальдесу принёс трактат «Диалог о языке» («Diálogo de la lengua». 1535 г.), который был написан в защиту народного кастильского языка. Трактат, являющийся не просто грамматикой, а апологией языка и наставлением по его применению, считается эталоном кастильского языка того времени, что вписывается в русло как испанской практики, так и общеевропейской теории XVI в.

 
PR-CY.ru