ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Грузинского экзархата существовало в 1875–1885 гг., включало в себя православные приходы в Осетии. В 1602–1829 гг. Северный Кавказ являлся частью Астраханской епархии. Большую роль в распространении христианства среди народов Северного Кавказа сыграло образование в 1745 г. Осетинской духовной комиссии, которая осуществляла свою деятельность, главным образом, в Кизляре и Моздоке. В 1793–1799 гг. существовало Моздокское викариатство Астраханской епархии, приравненное по статусу к епархии третьего класса. Моздокскому епископу были поручены «все те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую комиссию»; в его ведении находились храмы и монастырь в Кизляре и Моздоке с уездами, а также «все вновь устрояемые в тамошних пределах и в самой Осетии церкви». В 1810 г. закончился процесс вхождения Грузии в состав России, в 1811 г. был учреждён Грузинский экзархат РПЦ. 15 сентября 1815 г. начала свою деятельность Осетинская духовная комиссия в Тифлисе, осуществлявшая христианскую миссию на территории Южной и Северной Осетии, позднее также на территории Абхазии и Дагестана. С 1817 г. миссия подчинялась непосредственно экзарху Грузии. В 1836 г. во Владикавказе открылось училище для осетинских детей, задачами которого были «образование церковно- священнослужителей для осетинских приходов..., приготовление некоторых воспитанников... к званию миссионеров, или проповедников, для горских же народов». В 1840 гг. в связи с обострением военной ситуации на Кавказе и отпадением под действием призывов Шамиля многих горцев в ислам остро встал вопрос о возведении миссии на более высокий уровень и реорганизации ее работы. В 1856 г. экзарх Грузии объединил приходы Северной Осетии под управлением старшего благочинного, бывшего также миссионером. В 1857 г. была введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на которую назначили с возведением в сан архимандрита преподавателя Тифлисской духовной семинарии Иосифа (Чепиговского). Одновременно экзарх Грузии митрополит Исидор (Никольский) разработал план создания Общества восстановления православного христианства на Кавказе – организационного центра христианского просвещения, который мог бы эффективно противостоять мусульманской пропаганде; учреждение Общества состоялось в 1860 г. Миссионерская деятельность архимандрита Иосифа осуществлялась во время Кавказской войны – в условиях агрессивной мусульманской пропаганды и желания российских властей привлечь на свою сторону осетинских правителей, исповедовавших ислам и активно противодействовавших распространению христианства. Обстановка для христианской проповеди стала более благоприятной после пленения Шамиля в 1859 г. и отъезда в Турцию в 1859–1861 гг. наиболее радикально настроенных мусульман во главе с Мусой Кундуховым.

 



 
PR-CY.ru