ВЕЙС Иоганн

ВЕЙС Иоганн (1863–1914 гг.) – немецкий протестантский теолог, экзегет. Изучал теологию в университетах Марбурга, Берлина и Гёттингена. Преподавал в Гёттингене, Марбурге, Гейдельберге (1908 г.). В истории новозаветной библеистики Иоганн Вейс известен, прежде всего, благодаря своей работе о понятии «Царство Божие» в проповеди Иисуса Христа. Он доказывал, что в проповеди Иисуса Христа пришествие Царства Божия не связано с нравственными усилиями людей, а мыслится исключительно как действие Бога, приближающее конец истории. Центр провозвестия Христа – Бог как суверенный Владыка, а Царство Божие Иисус, по мнению Иоганна Вейса, представлял как «божественную бурю, которая ворвётся в историю, разрушая и обновляя. Человек не может ни вызвать эту бурю, ни повлиять на неё». В монографии Иоганн Вейс дистанцировался, прежде всего, от своего учителя Альбрехта Ричля (1822–1889 гг.), самого значительного представителя либеральной интерпретации понятия «Царство Божие» в евангелической теологии. А. Ричль понимал спасительное деяние Бога во Христе как предпосылку для достижения конечной цели – Царства Божия, которое в либеральной теологии мыслилось как социально-нравственная величина. Либеральные теологи полагали, что этическое толкование этого понятия может опереться на историко-критическую экзегезу Нового Завета, но работа Иоганна Вейса лишила либеральную систематику возможности ссылаться на Новый Завет. Иоганн Вейс является одним из основателей метода анализа жанровых форм текста в новозаветной науке (нем. Formgeschichte/Formkritik), он применял его в процессе исследования отдельных перикоп Нового Завета, например, Мф. 11:25–30 (впоследствии Рудольф Бультман и Карл Людвиг Шмидт проанализировали таким образом весь текст Евангелий). Иоганна Вейса часто рассматривают как одного из основателей Школы истории религий, хотя в вопросе об идейных влияниях на развитие первоначального христианства он отводил главную роль пророческо-иудейской традиции и второстепенную – синкретическим религиям того времени (см. ст. Истории религий школа). В то же время Иоганн Вейс отмечал значительное влияние стоицизма (жанра стоико-кинической диатрибы) на формирование мышления и терминологию апостола Павла в период его обучения в Тарсе.

 
PR-CY.ru