ВИШНЯКОВ Николай Петрович

ВИШНЯКОВ Николай Петрович (1841–1911 гг.) – протоиерей, проповедник, богослов, библеист. Окончил Новоторжское духовное училище, Тверскую духовную семинарию, обучался в Санкт-Петербургской духовной академии (1863–1867 гг.), после чего был назначен наставником академии. В 1868–1893 гг. преподавал древнееврейский язык в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1868 г. рукоположён во иерея и определён в причт Волковско-кладбищенской церкви (с 1893 г. – настоятель). В 1869–1894 гг. – законоучитель земской школы в Волковой Деревне, в Санкт-Петербурге. В 1874 г. удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Историко-экзегетическое исследование Псалтири». С 1878 г. состоял членом учреждённого Святейшим Синодом при Санкт-Петербургской духовной академии Общества истолкования Священного Писания Ветхого Завета. В 1870–1902 гг. избирался депутатом Епархиальных съездов. В 1890 г. возведён в сан протоиерея с причислением к потомственному дворянству. С 1901 г. – председатель Комитета Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства Санкт-Петербургской епархии. Кроме исследования о Псалтири перу Н.П. Вишнякова принадлежат незаконченные толкования на псалмы (Пс. 1–40), начатые в рамках программы, предпринятой Обществом истолкования Священного Писания при Санкт-Петербургской духовной академии; работа по истории Волкова кладбища и статья, посвящённая проблемам благотворительности. В 1892 г. по поручению учебного комитета Н.П. Вишняков рецензировал «Краткий курс грамматики древнееврейского языка» Л. Кноллера (перевод с немецкого СПб., 1893 г.). В магистерской диссертации Н.П. Вишняков рассматривал вопросы авторства псалмов и времени создания книги. Основная идея исследования в полной мере отвечала общему характеру отечественных трудов по библеистике второй половины XIX – начала ХХ вв., где приоритетными задачами являлись защита традиционных библейских воззрений и опровержение мнений западной либеральной школы, отрицающей указанное в надписаниях псалмов авторство и относящих создание многих псалмов к периоду после времени Ездры-Неемии и даже к эпохе Маккавеев. Н.П. Вишнякова защищал историческую достоверность имён авторов, указанных в надписании псалмов, отдавая преимущество свидетельствам еврейского текста и критически относясь к атрибутациям псалмов Давиду в Септуагинте (LXX). Он стремился доказать принадлежность Давиду всех 73 псалмов, надписанных его именем в еврейской Библии. Из псалмов Давида в древних переводах (LXX, Пешитта, Вульгата) к этому списку причислил ещё пять. В работе рассматривался вопрос о других авторах и о безымянных псалмах. Время создания псалмов определено от Моисея (XIV в. до н.э.), которому принадлежит, согласно надписанию, 89-й (90) псалом, до собирателя и завершителя канона еврейской Библии – Ездры (V в. до н.э.). Н.П. Вишняков разделял общую точку зрения дореволюционной отечественной библеистики в признании Ездры в качестве окончательного составителя Псалтири.

 
PR-CY.ru