ВИЛЛОТО Гийом Андре

ВИЛЛОТО Гийом Андре (1759–1839 гг.) – музыкальный деятель, один из первых французских этномузыковедов. Обучался в хоровой школе при кафедральном соборе города Ле-Ман, в Сорбонне изучал восточные языки и философию. Был рукоположён во пресвитера, поступил в хор парижского собора Нотр-Дам, после его роспуска во время революции был вынужден перейти в хор парижского оперного театра, где вскоре стал хормейстером. В 1798 г. в составе корпуса учёных участвовал в египетском походе Наполеона I Бонапарта. Во время этой экспедиции Г.А. Виллото собрал большое количество сведений о древней и современной музыкальной культуре Египта. Стал членом учреждённого Наполеоном Института Египта и участвовал в создании монументального труда «Description de l'Egypte» («Описание Египта»). Также опубликовал ряд работ, среди которых «Recherches sur l'analogie de la musique...» в двух томах («Исследование об аналогии музыки и искусств, подражающих языку»), содержащее как цитаты из трактатов древних авторов о греческой, египетской и еврейской музыке, так и собственные теоретические положения. Был приверженцем воззрений французских эстетиков XVIII в., для которых музыка была, прежде всего, подражательным искусством. Вследствие серьёзных финансовых затруднений Г.А. Виллото покинул Париж и переехал в Тур, где подготовил к изданию «Traité de phonétésie» («Трактат о фонетезии»; не сохранился), в котором предпринял попытку продемонстрировать «выразительные свойства звуков и интонаций человеческого голоса», и французский перевод и комментарии к античным трактатам. Наибольший интерес для исследователей представляет труд Г.А. Виллото «De l'état actuel de l'art musical en Égypte» («О действительном состоянии музыкального искусства в Египте»), первый во Франции опыт в области музыкальной этнографии. Несмотря на резкое неприятие музыкальной культуры аборигенов, Г.А. Виллото тщательно описал способ записи, теоретические системы и особенности устной музыкальной традиции арабов, коптов, греков, армян, сирийцев, персов, турок, евреев и африканских народов. Арабская музыка, по мнению Г.А. Виллото, произошла от слияния «испорченной» древнегреческой и персидской музыкальных традиций. Г.А. Виллото изложил положения арабской теории музыки по анонимному трактату «L'arbre couvert de fleurs dont calices referment les principes de l'art musical» («Дерево, покрытое цветами, чашечки которых содержат сущность музыкального искусства»). Переводы нескольких музыкальных трактатов с арабского, турецкого и персидского языков по просьбе Г.А. Виллото выполнили французский арабист Сильвестр де Саси и его ученики Жан Жак Седийо и Пьер Этьен Эрбен де Галль. Г.А. Виллото описал характерные для музыки Нижнего Египта семиступенные звукоряды, включающие микроинтервалику, в общей сложности 84; систему макамов. Здесь Г.А. Виллото дал характеристику нотации, созданной на основе арабского алфавита для записи турецкой музыки молдавским господарем учёным Димитрием Кантемиром. Г.А. Виллото первым из европейцев предпринял попытку передать звучание арабской музыки при помощи европейской нотации.

 



 
PR-CY.ru