ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ – доктрина буддизма, составляющая содержание четвёртой благородной истины, открытой Буддой своим последователям. Если в третьей истине он констатирует возможность освобождения от страданий, то в четвёртой указывает практический путь к нему: «Этот благой восьмеричный путь таков: правильные воззрения, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение». Правильные воззрения – это знание четырёх благородных истин; правильные намерения – отказ от мирских удовольствий, от ненависти и от насилия; правильная речь – воздержание от лжи, сквернословия, грубости, скабрезности и глупости; правильные действия – воздержание от воровства, убийства, недолжного поведения вообще; правильный образ жизни – праведное поведение в соответствии с пятью моральными принципами: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не опьяняй себя; правильные усилия – усилия по устранению дурных мыслей, мнений, намерений и т.п.; правильное осознание и правильное сосредоточение – формы буддийской медитации. Восьмеричный путь системно представляет разные аспекты духовной жизни: этический, психологический и гностический. Не случайно буддийская традиция описывает его как сочетание культуры поведения – шила (намерение, речь, действие, образ жизни), культуры психики – самадхи (усилия, осознание, сосредоточение) и культуры мудрости – праджня (воззрение). В целом культура поведения и культура психики в буддийских текстах мало чем отличаются от норм брахманско-шраманской традиции. Буддийское видение мира сосредоточено в праджне. В текстах она отождествляется со знанием четырёх благородных истин. Согласно Будде, культура поведения или культура психики по отдельности или обе вместе могут привести лишь к временному облегчению участи. Только осуществление восьмеричного пути в полном объёме способно обеспечить выход из круговорота перерождений (сансары) и достижение освобождения (нирваны).

 
PR-CY.ru