ВОЗДЕРЖАНИЕ

ВОЗДЕРЖАНИЕ – добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства. Это понятие встречается у древних писателей, например, у Платона («воздержность – умение владеть собою, быть хозяином своих наслаждений и желаний»), у Ксенофонта. У ветхозаветных евреев исследователи прослеживают три мотива воздержания: гигиенический, духовный и покаянный. Закон Моисеев запрещал употреблять в пищу определённых животных (Втор. 14:4–21), запрещалось употреблять тук и кровь животных (Лев. 7:22–27; Втор. 12:16). Большинство животных, мясо которых нельзя было есть, действительно были непригодными для этого, повсюду на Востоке мясо их считалось нездоровым; в отношении других сказывался естественный инстинкт или суеверие. Поскольку, в основном, это были хищные или «нечистые» животные, отстранение от них Израиля должно было, по замыслу Божию, привести к духовному очищению народа. Духовный мотив воздержания проявлялся уже в том, что священникам под страхом смерти запрещалось употреблять хмельные напитки во время служения (Лев. 10:9; Иез. 44:21), чтобы они всегда могли отличить чистое от нечистого. Назореи, дававшие обет всецело посвятить себя служению Богу и в силу этого удалившиеся от общества, должны были воздерживаться от вина, крепких напитков и от всего, что имело какое-либо отношение к винограду, например, им запрещено было употреблять виноградную кожицу (Числ. 6:3–4). Кроме того, от назорея требовалось не стричь волос, не прикасаться к мёртвому телу, даже отца и матери (Числ. 6:5–7). Обет назорейства давался на неопределённое время, пожизненное назорейство не было предписано законом, его принимали по доброй воле лишь некоторые (например, Самсон). Нарушивший обет назорейства в седьмой день должен был остричь волосы, в восьмой принести священнику двух горлиц или двух голубей, и священник одну птицу приносил в жертву за грех, а другую во всесожжение, очищая его от осквернения. Счёт времени выполнения обета для него начинался снова, потому что назорейство его было осквернено, он приносил также однолетнего агнца в жертву повинности. После окончания обета приносилась дорогая жертва – беспорочный агнец во всесожжение, беспорочная агница в жертву за грех и беспорочный овн в жертву мирную (Числ. 6:9–14). Рехавиты никогда не пили вина, не имели ни виноградников, ни полей, ни посевов, не строили домов, а жили в шатрах, проявляя послушание завещанию отца своего Ионадава, сына Рехава (Иер. 35:6–10). Кроме воздержания, которое было вызвано общими запретами, законом, были и частные случаи добровольного воздержания, цель которого была чётко определена. Пророк Самуил, отданный по обету Богу, в период всей своей жизни, но особенно в годы детства и отрочества (1 Цар. 1–2:1–11), служивший Господу и постоянно находившийся перед лицом Божьим, даже спавший в храме (1 Цар. 3:3), следил за своим душевным настроением, имел приличествующее ему поведение. Пророк Иеремия по повелению Господа должен был отказаться от брака, ибо народ его был обречён на истребление (Иер. 16:2–4). Ангел Господень сообщает Маною и его жене, что сын их Самсон «от самого чрева до смерти будет назорей Божий» (Суд. 13:7 слл.) и поэтому должен воздерживаться от того, что запрещено назореям.

 



 
PR-CY.ru