ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА

ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА – возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения. Одноимённое название носит установленный в память этого события великий христианский праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой. События ночи, в которую воскрес Иисус Христос, описаны в четырёх Евангелиях (Мф. 28:1–10; Мк. 16:1–11; Лк. 24:1–12; Ин. 20:1–18). Краткое упоминание о некоторых из них есть в первом Послании апостола Павла к Коринфянам (15:4–5). Поскольку описания евангелистов существенно различаются, с древних времён предпринимались попытки составить общую хронологию пасхальных событий (Татиан, Исихий); в русской библеистике последовательность событий пасхальной ночи дают священник Тимофей Иванович Буткевич, Александр Иосифович Пахарнаев, протоиерей Михаил Иванович Соболев и др. Но, кроме известных по Евангелиям фактов, все хронологии носят характер предположений. Факты, о которых свидетельствуют Евангелия, таковы. В субботу поздним вечером (в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» – Мф. 28:1), когда начался первый день недели (в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в который положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер которой уже считался началом субботы, т.е. «дня покоя». Одни жёны упоминаемы апостолом Матфеем (28:1), другие – апостолом Марком (16:1), «а Мария Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица. Они обнаружили, что камень отвален (Мк. 16:4; Лк. 24:2; Ин. 20:1), а гроб пуст. После вечера субботы Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2:24). Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие – это Таёна всемогущества Божия, которая не подлежит описанию. Некоторые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресвятая Богородица – «другая Мария» (об этом литургическое Предание – в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи; ср. у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Её так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия»), иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева (возможно, это одно и то же лицо), Евсевий Кесарийский считает, что было две Марии из Магдалы, поэтому вторая и названа евангелистом «другой Марией». Факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28:2–3). Ангел Господень (или «юноша... облечённый в белую одежду» – Мк. 16:5, или «два мужа в одеждах блистающих» – Лк. 24:4; ср.: Быт. 19:5 слл.) сообщает жёнам о свершении великой Тайны.

 



 
PR-CY.ru