ВЕНИАМИН, Платонов Василий Николаевич

ВЕНИАМИН, Платонов Василий Николаевич (1817–1905 гг.) – епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. Из семьи священника. В 1841 г. с отличием окончил Курскую духовную семинарию, в 1841–1845 гг. учился в Киевской духовной академии, завершил обучение по первому разряду, в январе 1846 г. удостоен степени магистра богословия. С 1845 г. – помощник ректора Курской духовной семинарии. В июне 1848 г. принял монашеский постриг, в августе того же года рукоположён во иеродиакона, через несколько дней – во иеромонаха. В декабре 1851 г. перемещён в Вильну на должность инспектора Литовской духовной семинарии, в январе 1856 г. возведён в сан архимандрита. 4 декабря 1859 г. переведён в Казанскую духовную академию на должность инспектора и профессора богословия. По воспоминаниям Петра Васильевича Знаменского, ученика Вениамина, «характер его лекций был диалектический, с заметным преобладанием полемического элемента, направленного как против инославных учений католиков и протестантов, так и против сильно распространявшихся в то время модных учений материализма». Вениамин «был человек весьма добрый и уступчивый, жил уединённо, занимаясь своими кабинетными делами, и не любил встревать в тревожные дела академической администрации, даже по своей инспекторской должности». Весной 1861 г., во время освобождения крестьян от крепостной зависимости, в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии произошли массовые выступления жителей, которые завершились тем, что 12 апреля войска расстреляли толпу крестьян. 16 апреля большая группа студентов Казанского университета и духовной академии отслужила в Куртинской церкви главного кладбища города панихиду по убитым, после её окончания перед собравшимися выступил профессор Казанской духовной академии Афанасий Прокопьевич Щапов. «Куртинская панихида» получила всероссийский резонанс. Многие студенты Казанской духовной академии были арестованы и исключены из учебных заведений, А.П. Щапова сослали в Сибирь. Вениамин, в качестве инспектора отвечавший за дисциплину и порядок в духовной академии, также был подвергнут административному взысканию. В мае 1864 г. Вениамина перевели в Харьков на должность ректора духовной семинарии и настоятеля Старохарьковского Преображенского монастыря. 24 июня 1872 г. Вениамину было определено быть епископом Сумским, викарием Харьковской епархии, хиротония состоялась 30 июля 1872 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. С 9 апреля 1883 г. Вениамин – епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. Он приехал в Кострому в преклонном возрасте, страдая многими болезнями, но именно там окончательно раскрылся его дар духовничества и старчества. Через несколько лет епископ, живший постоянно в Ипатиевском костромском во имя Святой Троицы монастыре (резиденции правящих и викарных Костромских архиереев), приобрёл славу молитвенника и старца, имеющего дар прозорливости. За советом, утешением и духовным назиданием к нему непрерывно шло множество людей из Костромской и Ярославской губерний, его называли «вторым отцом Иоанном Кронштадтским». С 1902 г. Вениамин по состоянию здоровья уже почти не выходил из своих покоев, но, как и всегда, к нему шли люди, особенно много во время начавшейся в 1904 г. Русско-японской войны. 17 июня 1905 г. тело Вениамина было погребено на указанном им месте в Никольском приделе находящейся рядом с Ипатьевским монастырём церковью Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Могила Вениамина вплоть до закрытия церкви в 1949 г. почиталась жителями Костромы и окрестных селений. При реставрации храма в конце 1950 гг. Никольский придел, возведённый в начале XX в., был разобран, и могила Вениамина оказалась вне храма. В 1990 гг., после возобновления богослужений в Иоанно-Богословском храме, сохранившаяся надгробная плита с места погребения Вениамина была установлена в трапезной части церкви.

 
PR-CY.ru