ВОДА

ВОДА – один из первоэлементов тварного мира. В ветхозаветной религии и христианстве (как, впрочем, и в остальных традиционных религиях) вода наделяется богатой символикой и широко используется в литургической практике. В древних небиблейских религиях и культах вода, как правило, входила в символический ряд, где также присутствовали образы луны, женщины, зачатия, плодородия, змеи, смерти и проч. Водная стихия была неотъемлемым элементом космогонических и теогонических мифов, отождествлялась с первобытным хаосом или океаном, из которого рождаются земля, упорядоченный космос, боги и т.д. Вода могла представлять не только женским, но и мужским начало (через ассоциацию с семенем). Потоки воды часто выступали элементами сакральной топографии (священные реки), разделяя миры на «горний» и «дольний», на живых и усопших (река смерти, забвения) или, наоборот, соединяя их (как ось мира). Естественным следствием той роли, которую вода играет в жизни людей, является с древнейших времён распространённое во всем мире почитание водных источников, колодцев, рек и т.п. С водой тесно связана идея обновления мира, её выражением служат предания о всемирном потопе (см. шумерский миф о Зиусудре, аккадский вариант эпоса о Гильгамеше, египетскую «Книгу коровы», эпос майя-киче «Пополь-Вух» и т.д.), часто имеющие этический аспект: грехи и преступления людей выступают в качестве причины катастрофы. После очищения мира водой человечество возрождается. В греко-римской культуре вода считалась одним из четырёх или пяти основных элементов (стихий), могла принимать любую форму и преображаться в любые тела. Так, греческий философ Фалес Милетский называл воду началом всех вещей, из которого всё происходит и в которое всё возвращается. Античные мудрецы и философы (Орфей, Гераклит Эфесский, Гиппон из Регия и др.) считали, что из воды происходит душа или что душа тождественна воде. Вода рассматривалась не только как источник всякой вещи и основа мироздания, но и как животворящая сила, способная даровать исцеление от болезней, долголетие и бессмертие. Представления о животворности воды могли связываться с идеей реинкарнации. Обряды, связанные с водой, столь многочисленны, что их сложно свести в единую систему. О ритуальных омовениях подробно говорится уже в аккадских клинописных текстах XXII–XXI вв. до н.э. Универсальной практикой было погружение в воду священных предметов, статуй языческих богов и т.п. Особую роль вода играла в ритуалах, связанных с инициацией или с переменой статуса (например, в индийской и древнегреческой культурах известен обряд посвящения состриженных волос местной реке, связанный с возрастными инициациями). Вода часто использовалась в ордалиях (испытаниях, заменяющих в традиционных обществах судебные разбирательства). Её символами в древних культурах обычно служили зигзагообразные линии, спирали или различные варианты орнамента (например, меандр).

 



 
PR-CY.ru