ВРОНТОХИОН

ВРОНТОХИОН – монастырь в Мистре (Пелопоннес, Греция), расположенный рядом с кафедральным собором во имя великомученика Димитрия (так называемый Митрополией). Ансамбль монастыря включает два храма: во имя св. Феодоров (великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона) и в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии (Афендико). Основателем Вронтохиона считается архимандрит Пахомий, великий протосинкелл Пелопоннеса. В рукописи, написанной для него нотариусом Василакисом в 1296 г., содержится акростих, восхваляющий Пахомия как основателя церкви св. Феодоров. Однако исследователям известен его предшественник, игумен Даниил, упомянутый между 1290 и 1295 гг. вместе с Пахомием как ктитор этой церкви в надписи на фрагменте иконостаса церкви св. Феодоров (в настоящее время хранится в музее Мистры). Исследователи полагают, что строительство церкви св. Феодоров было начато Даниилом, а завершено в 1296 г. Пахомием, построившим также храм Одигитрии (около 1310 г.). Единственное упоминание Вронтохиона как монастыря во имя св. Феодоров (по посвящению первого храма обители) содержится в сохранившемся фрагменте хрисовула византийского императора Андроника II Палеолога, который, как и последующие, скопирован на стене юго-западного парекклисиона Афендико. В других императорских хрисовулах (1313–1314, 1318, 1320 и 1322 гг.) говорится уже об «обители Пречистой Богоматери Одигитрии, называемой Вронтохион». Эти грамоты подтверждали права монастыря на крупные земельные приобретения. Исследователи предполагают, что церковь Афендико являлась кафоликоном монастыря, а церковь св. Феодоров служила усыпальницей. Сохранилось Евангелие, написанное во второй половине XI – начале XII в. (Исторический музей), которое было подарено во Вронтохионе в 1312 г. Никифором, митрополитом Критским и проедром Лакедемонским. Церковь во имя св. Феодоров (1290–1295 гг.). В раннепалеологовский период в архитектуре Морейского и Эпирского деспотатов наблюдалось возвращение к традициям предшествующих эпох. Так, архитекторы и ктиторы церкви св. Феодоров стремились воспроизвести тип храма, встречавшийся последний раз в Дафни (около 1100), – церковь с большим куполом на тромпах, опирающуюся на восемь устоев, образующих в плане восьмигранник. В XIII в. усилилось стремление к живописности фасадов, что достигалось за счёт сочетания кладки из камней и широких поясов кирпичного узора различных видов (поребрик, «елочка», П-образный орнамент и др.).

 



 
PR-CY.ru