ВИКТОР

ВИКТОР – епископ Картеннский (V в.), церковный писатель, богослов. О его жизни и сочинениях известно из краткого упоминания у Геннадия Марсельского. Виктор занимал кафедру города Картенна (современный Тенес, Алжир) в Цезарейской Мавритании во времена вандальского короля Гейзериха (428–477 гг.), которому он посвятил пространное сочинение «Против ариан». Из других сочинений Виктора Геннадий Марсельский упоминает трактат «De poenitentia» («О покаянии»), «Утешение к Василию» (на смерть сына, адресованное некоему Василию), книгу гомилий. Сохранился только трактат «De poenitentia», ошибочно приписанный в средневековых рукописях Амвросию Медиоланскому или Виктору Туннунскому. Согласно Геннадию Марсельскому, Виктор писал на основе Священного Писания, что совпадает с характером данного произведения, где рассуждение о покаянии базируется на цитатах и аллюзиях из Нового и Ветхого Завета. Аргументом против отождествления автора с Виктором является то, что в произведении Псевдо-Амвросия речь идёт и о личном покаянии, в то время как Виктор, согласно Геннадию, писал о покаянии публичном. Трактат, состоящий из 33 глав, написан лаконично, хорошим стилем. Автор определяет покаяние как осуждение прежней жизни и обещание исправления в будущем. Покаяние есть признание своих ошибок перед Богом, от Которого ничто не скрыто, но Который принимает кающегося с милосердием. Внутреннее обличение совести и признание греха всегда ведут к его прощению, в то время как отказ от признания усугубляет грех (главы 6–7 с примерами покаявшихся ниневитян в книге Ионы в противовес нераскаявшемуся Каину), никогда не следует отчаиваться в милосердии Божьем (ср.: Лк. 7:47; 23:39–42). Повторение греха не является препятствием к повторному покаянию: «От того, кто излечил тебя один раз ..., от него же придёт к тебе исцеление и ещё». Кающийся должен непрестанно молиться, как поступали цари израильские Ахав и Манассия, осознав свой грех. Адресат трактата впадает во множество тяжких грехов, однако уверен, что вслед за покаянием никогда не поздно изменить свой образ жизни и наложить на себя добровольное наказание: «Одень рубище, посыпь голову пеплом, в посте постоянно молись, в молитве постись». Притча о блудном сыне (Лк. 15) – доказательство того, что Господь восстанавливает раскаявшегося грешника в истинной жизни: «Возвратись и ты, брат, возвратись, чтобы ожить из мёртвого, вновь тебе быть обретённым из потерянного». Хотя покаяние можно совершать всю жизнь, вплоть до смерти, но лучше стоит употребить время на то, чтобы стяжать в настоящей жизни воздаяние в день суда, во всём следует полагаться на Христа, нашего Заступника перед Богом-Отцом (ср.: Рим. 8:3; 2 Ин. 2:8–10). В трактате «О покаянии» отсутствует церковно-сакраментальный момент жизни христианина: церковная молитва за грешников, таинство евхаристии как средство оставления грехов. Отсутствуют и традиционные призывы к делам милосердия и любви. Виктор видит средство исправления в аскетическом подвиге. В трактате чётко прослеживается тенденция к смещению акцента с публичного покаяния на уровень личностного делания. Из всех африканских епископов V–VI вв. идея свободы человеческой воли наиболее чётко выражена у Виктора, который заявляет: «Дар благочестивой жизни находится в нашей воле... праведными делами мы созидаем безупречную жизнь».

 
PR-CY.ru