УРБАН VI - Страница 3

Исследователи пишут, что большего контраста с усопшим папой Григорием XI, чем его преемник Урбан VI, найти было трудно. Родившийся от неаполитанца-отца и матери-тосканки, он был низеньким, крепко сбитым и смуглым, с яростными чёрными глазами, необаятельный и бесцеремонный, но его целомудрие и аскетизм, ставшие известными за то время, пока он жил в Авиньоне, выделяли его из прочих прелатов. Его восхождение на папский престол было встречено с большими надеждами. Но Урбан VI относился к тем людям, которые хороши на позициях подчинённых, но сразу портятся, становясь начальником. В нём, как писали современники, полностью воплотилась поговорка «никто так не кичится, как низкий человек, неожиданно поднятый к власти». Никогда человек не пытался делать правильные вещи столь ошибочными способами, и осознание своих благих намерений ослепляла его и вела к столь неправильным методам, в то время как его ощущение себя духовной главой всего христианского мира заставляла его смотреть на оппозицию, как на святотатство. Один посол объяснял, когда его спросили, каким образом Урбан VI умудрился нажить столько врагов: «Дело было не в том, что он делал, а в том, как он это делал». Одной из важных его ошибок было то, что Урбан VI не признал долги понтифика, сделанные Григорием XI, и превратил из кредиторов во врагов таких могущественных людей, как, например, граф ди Фонди, губернатор Кампаньи. Кроме того, папа с пренебрежением принял послов королевы Джованны I Неаполитанской, той самой, которая долгое время была его покровительницей. Теперь, оказавшись более высокопоставленным монархом, он стал относиться к ней с надменностью, вызванной, в частности, тем, что она была всего лишь женщиной, и тем, что она взяла себе уже четвёртого мужа (Отто Брауншвейгского). Разорённое состояние Рима дало кардиналам повод покинуть его и уехать в свои дома в Ананьи, откуда им было удобно переписываться с Неаполем и графом ди Фонди. Вдобавок туда же приехал архиепископ Арля, который привёз с собой папскую тиару и другие сокровища понтификов. Урбан VI приказал его арестовать и призвал кардиналов присоединиться к нему в Тиволи, угрожая им создать дополнительные кардинальские шапки, разумеется, для итальянцев. Папа создал 24 таких места (ещё четыре отказались от такой «чести»), а также конфисковал в пользу церкви ряд земель, что дало ему средства для войны. Кардиналы были оскорблены поведением папы. Пять месяцев спустя после предыдущего конклава большинство кардиналов-выборщиков (тринадцать французов и примкнувшие к ним три итальянца), собрались в Ананьи. В этом городе провёл свои последние месяцы предыдущий папа, и поэтому у кардиналов там было много имущества и инфраструктура. Они безуспешно приглашали папу, который не приехал. Кардиналы опубликовали манифест, в котором аннулировали решение предыдущего собрания (под предлогом, что испытывали давление народа). За манифестом последовало письмо отсутствующим итальянским кардиналом, в котором объявили, что папский престол пустует. Тогда кардиналы в Ананьи объявили его незаконно избранным («конклаву угрожали»), апостолом и антихристом, и 20 сентября 1378 г. приступили к процедуре избрания нового папы, которым стал Роберт Женевский, принявший имя Климент VII (1378–1389 гг.). Три итальянских кардинала, которые были присланы для переговоров, предпочли сохранить нейтралитет, ожидая, чем всё кончится; четвёртый (ди Луна) стал перебежчиком (позже он сам станет антипапой Бенедиктом XIII; 1394–1417 гг.). Оба папы предали друг друга анафеме, сделав, таким образом, церковный раскол свершившимся фактом. Раскол Западной церкви, позднее получивший название Великой схизмы (1378–1417 гг.), продолжался сорок лет и привёл к жестокой борьбе между папами: христианский мир разделился на два лагеря, причём причины предпочтения Урбана VI или антипапы Клмента VII зависели больше от политики, чем от религии. Испания, Савойя и некоторые германские принцы стояли за антипапу, Франция колебалась и порой принимала нейтральную сторону, Шотландия встала на позицию, противоположную английской, т.е. против Урбана VI. Его законность была признана Священной Римской империей, скандинавскими странами и Англией, Венгрией и Польшей; Климента VII поддерживали Франция, Шотландия, Неаполь, Сицилия и страны Пиренейского полуострова. Урбан VI сам писал об этой эпохе: «Жестокий и губительный недуг переживает церковь, потому что её собственные сыны разрывают ей грудь змеиными зубами». В булле от 13 декабря 1378 г. он решился просить о духовной помощи всех верных, и Екатерина Сиенская разослала буллу со своим сопроводительным письмом всем лицам, обладавших духовным авторитетом, которых она знала, прося их выступить единым фронтом в защиту Урбана VI (историки говорят, что Екатерина фактически «заставила мир признать Папу Урбана VI»).

 



 
PR-CY.ru