УРБАН II - Страница 2

На Клермонском соборе (см. Клермонский собор), состоявшемся в ноябре того же года, Урбан II выдвинул идею «священной войны», чем положил начало Крестовым походам. По свидетельству историков, когда папа призвал людей Франции силой  вырвать Святую землю из рук турок, его проповедь была, возможно, наиболее эффектной и эффективной речью во всей европейской истории. Клермонский собор даровал первую «общую индульгенцию», освободив всех участников первого Крестового похода от ответственности за грехи, которые они совершили до вступления в Святую землю. Папа говорил: «Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев – христиан. Земля та течёт молоком и мёдом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат». Его речь прерывалась возгласами слушателей: «Dieu le veut!» («Так хочет Бог!»). Слушатели, вдохновлённые такой речью, поклялись освободить Гроб Господень от мусульман. Пожелавшие пойти в поход, пришили к одежде красный крест. На это дело Урбан II пожертвовал свою сутану (отсюда и произошло название «крестоносцы»). Папа также разослал письма наиболее влиятельным правителям Европы, призывая их выступить на борьбу с мусульманами. Его призывы были услышаны – европейские князья и феодалы средней руки были заинтересованы в завоевании земель и трофеев за морем, а обещание искупления грехов стало идеальным оправданием начала войны с мусульманами. Так речь папы привела к началу нового этапа европейской истории – эпохи Крестовых походов. Авторитет паства сразу неизмеримо вырос. Идея организации папским престолом Крестового похода для того, чтобы защитить христиан Востока от турок-неверных, был частью программы папы Григория VII, начиная, по крайней мере, с 1074 г. Вплоть до своей смерти он пропагандировал в Европе эту идею, хотя ему так и не удалось собрать достаточную поддержку для её воплощения в жизнь. Таким образом, понадобилось около двадцати лет для осуществления этой перемены, которая буквально перевернула Европу и объединила её в походе на Восток. Урбан II умер через две недели после взятия крестоносцами Иерусалима, но ещё до получения этого известия в Италии. Оставил после себя 59 писем. Очень тяжёлой оказалась борьба папы за возвращение под христианский контроль Кампании и Сицилии, которые к тому времени были заняты то Византией, то эмирами Аглабидов и Фатимидов. Его ставленником сицилийских границ был норманнский правитель Рожер I. В 1098 г., после осады Капуи, Урбан II даровал своей буллой ему и его преемникам чрезвычайные полномочия, часть из которых папа отказывался передавать другим европейским правителям. Рожер I отныне был свободен в назначении епископов, собирал доходы церкви и направлял их папе, судил церковные споры. Он стал фактически легатом папы на Сицилии и в Калабрии. Эта булла, отменённая лишь в 1867 г., незадолго до объединения Италии, гарантировала, что ни один папский легат не вступит во владения Рожера I без его согласия. Супруга Рожера Аделаида Савонская привлекла поселенцев из долины реки По, чтобы колонизировать восточную Сицилию. Рожер I как светский правитель казался надёжным союзником, т.к. был всего лишь вассалом своего родственника, графа Апулии, а тот сам был вассалом Рима. Поэтому папе казалось безопасным для Рима предоставить Рожеру I эти чрезвычайные полномочия, однако позже они привели к жестокой борьбе с наследниками Рожера I – Гогенштауфенами. Исследователи задаются вопросом: почему папство во имя союза с норманнскими правителями Сицилии согласилось пожертвовать свободой церкви? Ответы находят в разных плоскостях. Во-первых, папство нуждалось в поддержке норманнской военной силы для защиты Рима от императора (Роберт Гвискар действительно выступил в 1084 г. против Генриха IV, когда тот после долгой осады ворвался в Рим). Во-вторых, папство нуждалось в союзе с норманнским королевством Сицилии для легитимизации его борьбы за политическую независимость церкви и особенно для легитимизации его бунта против политического господства императора над папством. Во время понтификата Урбана II был основан орден цистерианцев. В 1881 г. Лев XIII (1878–1903 гг.) причислил Урбана II к лику блаженных; день литургического воспоминания в католической церкви 29 июля. Захоронение папы Урбана II находится в бенедиктинском монастыре Бадиа ди Кава. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru