ЦЕРКОВЬ, экклезия - Страница 3

Эти союзы преемственно сохраняли своё существование многие века, образовали вероисповедания и вероисповедные общества, присваивая им название церквей, с присоединением частных наименований или от имени основателя ереси (или от её существа). Так получили своё происхождение дожившие до настоящего времени Несторианская, Монофизитская, Эфиопская и Абиссинская церкви (с V–VI вв.). Такие церкви назывались неправославными и еретическими и противополагались православным автокефальным поместным церквам, входившим в состав единой нераздельной вселенской церкви, сохранявшей в неповрежденности апостольское учение Иисуса Христа, утверждённое на семи Вселенских соборах. Продолжительное существование автокефальных православных, а также отдельных неправославных церквей поддерживалось историческими, национальными, политическими и географическими условиями жизни населений, входивших в их состав. Затем, вследствие разнообразных разновременных столкновений между греческим Востоком и латинским Западом, в IX–XI вв. произошло отделение от союза с восточными церквами церквей Западной Европы, подпавших под главенство Римского папы. После этого отделения и восточные церкви в своей совокупности сохранили за собой название Восточной вселенской (или кафолической церкви), и западные церкви, признавшие над собой главенство Римского папы и объединившиеся под его властью, удержали за собой общее наименование католической. Так, с XI в. образовались и существуют до настоящего времени Восточная Православная вселенская и Западная Римско-католическая церкви. Считается, что восточные поместные церкви в своей совокупности удержали за собой название вселенской на основании верности их как апостольскому вероучению, так и каноническому строю, образовавшемуся во времена существования нераздельной церкви соответственно тем началам, по которым христианская церковь на Вселенских соборах исповедовалась «единой, святой, соборной и апостольской». Западная церковь усвоила и удерживает за собой наименование католической в том смысле, что она (по выражению Августина Блаженного, 24 и 68 правил Карфагенского собора, а также по началам Священной Римской империи, основанной в IX в. Карлом Великим) должна включать в свой состав все народы вселенной (как христианские, так и подлежащие обращению в христианство и под власть священной империи). Однако считается также, что Западная «католическая церковь» не присваивает и не имеет основания присваивать себе наименования «православной», т.к. отступила от апостольского учения единой нераздельной вселенской церкви, и потому именуется Римско-католической. Начиная с раннего Средневековья, понятие церкви во многом зависит от той конфессии, в которой оно складывается. Так, православное учение о церкви, акцентируя внимание на особом значении таинств как средств духовного возрастания, сочетает элементы неизменности церковного предания с его догматическим развитием в истории. Наряду со значением иерархии православие подчёркивает важнейшую роль в церкви Соборов (Вселенских и поместных) как носителей высшей церковной власти. В Русской православной церкви (как и в других поместных православных восточных и единомысленных с ними церквах) вселенская церковь понимается и признаётся (согласно символическому учению) как «Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божьим, священноначалием и таинствами». В Средние века христианство распространялось между разными народами миссионерами и Восточной, и Западной церквей. Восточная церковь, обращая в христианство болгарский, сербский, румынский и русский народы, открывала им возможность устроить свои национальные, автокефальные, поместные православные церкви. С течением времени из неё выделились также автокефальные Синайская, Кипрская и Элладская церкви (с греческим населением).

 



 
PR-CY.ru