ЦВИНГЛИ Ульрих - Страница 6

Распространение Реформации за пределы Цюриха в первую половину 1520 гг. выражалось в том, что отдельные единомышленники и друзья Цвингли начинали проповедовать по его примеру евангелизм (Капитан, Гедион и Эколампадий в Базеле; Вадиан в Галене; Альберт Авиньонский в Гессене; Себастьян Гофмейстер и Эразм Риттер в Шафхаузене; Амвросий Блаурер в Констанце; Мартин Буцер в Страсбурге). В редких случаях проповедникам удавалось добиться частичных реформ и закрепления их городскими декретами. Цвинглианство имело и своих мучеников (например, изгнанный из Люцерна Освальд Микониус; подвергшийся преследованию со стороны эльзасских монахов Лео Юд; убитый в Швице Якоб Кайзер; посаженный в тюрьму Урбан Висе). В 1526 г. на баденском диспуте Галлер и Эколампадий выступили против старых защитников католицизма Экка и Фабера. В 1528 г. в Берне происходило совещание под председательством самого Цвингли, после чего вся округа приняла новое учение. Целям пропаганды служили и различные сочинения Цвингли. В 1530 г. он посылает императору Карлу V Габсбургу (1500–1558 гг.) своё «Ratio fidei» («Смысл веры»), а затем составляет изданное после его смерти «Christianae fidei expositio» («Изложение христианской веры»), адресованное французскому королю. Однако «лесные» кантоны (Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн), а также присоединившийся к ним Фрейбург не пошли в созданный городскими кантонами протестантский союз, остались верны католицизму, заключив свой союз, и Цюрих оказался в изоляции. Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли всё больше обострялись; обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. Поводом к войне послужило сожжение в Швице цюрихского проповедника Якоба Кайзера. Возмущённые эти преступлением цюрихцы объявили католикам войну и немедленно двинулись в поход. «Лесные» кантоны, не ожидавшие от своих врагов такой стремительности, запросили мира, и в 1529 г. борьба была отсрочена заключением в Каппелле договора, по которому католический союз подлежал самороспуску, а каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако этот мир не разделил напряжённость внутри Швейцарской конфедерации. Напротив, взаимное раздражение между сторонниками и противниками Реформации только усиливалось, и междоусобная война вскоре всё же вспыхнула. На этот раз эффект неожиданности использовали католики. В Цюрихе узнали о нападении врага лишь тогда, когда армия «лесных» кантонов уже подходила к Каппеллю. 10 октября навстречу ей двинулся наспех собранный передовой отряд. На другой день в помощь ему отправился другой отряд с главным знаменем Цюриха (при нём в качестве священника находился Цвингли). Когда этот отряд подошёл к Каппеллю, там уже кипел бой. Цюрихцы с ходу вступили в битву и сражались с большой отвагой. Однако численное преимущество было на стороне католиков, и те, в конце концов, одержали победу. Цвингли получил несколько ран и после отступления соотечественников остался лежать на поле боя. Ночью раненого добили мародёры, отправившиеся грабить павших. Труп Цвингли, опознанный победителями на рассвете, был сожжён, а пепел (смешанный с пеплом свиньи) развеян по ветру. Дело Ульриха Цвингли продолжил и упрочил его друг Генрих Буллингер (1504/1505–1575 гг.), в 1536 г. редактировавший первое «Гельветическое исповедание» («Второе базельское») и составивший «Второе Гельветическое исповедание». См. также Цвинглианство. Соч. на рус. яз.: Сборник богословских трудов. Тбилиси, 1999.



 
PR-CY.ru