ЦВИНГЛИ Ульрих - Страница 5

В 1525 г. он издал своё исповедание веры под названием «De vera et falsa religioae» («Об истинной и ложной религии»), в большей части пунктов сходное с учением Мартина Лютера за исключением вопроса о причащении. В отличие от Лютера Цвингли смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не противоречили Священному Писанию, тогда как Цвингли устранял всё то, что не находило в нём прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Цвингли, будучи в качестве швейцарца носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер как поборник княжеской власти установил консисториальную систему управления церковью. Важным моментом проводимой Цвингли реформы стала забота о деле народного образования. Он устроил много новых школы, преобразовал старые, пригласил хороших преподавателей и лично следил за ходом обучения. В 1525 г. Цвингли учредил Каролинум – духовную академию для подготовки проповедников и учителей. Это было совершенно новое по духу учебное заведение. Наряду с глубоким изучением Священного Писания здесь преподавались древние языки – еврейский, греческий и латынь. В качестве преподавателей были приглашены лучшие профессора из Швейцарии и Германии; сам Цвингли читал лекции по теологии. Постепенно созданная им академия стала настоящим центром просвещения для немецкой Швейцарии, а Цюрих, слывший до сих пор невежественным городом, приобрёл репутацию «швейцарских Афин». Могучим средством просвещения должно было стать издание понятного для народа текста Священного Писания. В 1529 г. в сотрудничестве с Лео Юдом (1482–1542 гг.) Цвингли закончил перевод Библии на немецкий язык. Успех книги был колоссальный. Одно переиздание следовало за другим, книготорговцы с трудом могли удовлетворить потребности публики. Библия, так долго скрываемая Римом от христиан, сделалась, наконец, тем, чем должна была быть – настольной книгой каждого верующего. Не менее замечательными были заботы реформатора об усилении и правильной постановке общественной благотворительности. На средства, полученные от секуляризации церковных имуществ, в Цюрихе устроили целую сеть благотворительных учреждений: запасные магазины, богадельни, гостиницы для бедных, больницы и особые чумные госпитали. Предметом особого попечения Цвингли была общественная нравственность. В 1530 г. под его давлением в Цюрихе приняли строгий закон против чрезмерной расточительности, пьянства, азартных игр и тому подобных проступков. Дело, начатое Цвингли, породило религиозное движение во всех частях Швейцарии, а пример Цюриха вдохновил на реформы другие городские кантоны. В 1527 г. противники Рима победили в Берне, а немного позже – в Базеле и Констанце. В 1529 г. эти три города заключили с Цюрихом христианский союз для защиты евангелического учения. Учение Ульриха Цвингли и Реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Мартина Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 г. Цвингли писал: «Я узнал слово Божье не от Лютера, а из учения Христа». По вопросу о причащении между Цвингли и Лютером происходила полемика, в которой Цвингли обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем Лютер. Желая примирить оба евангелических учения, гессенский ландграф Филипп устроил в 1529 г. в Марбурге свидание Лютера с Цвингли. Лютер явился туда в сопровождении Филиппа Меланхтона (1497–1560 гг.), Цвингли – со своим другом и последователем Иоганном Эколампадием (1482–1531 гг.), но происшедший между ними диспут не привёл к соглашению о причащении из-за упорства Лютера.

 



 
PR-CY.ru