Словарь по христианству Ц ЦВИНГЛИ Ульрих

ЦВИНГЛИ Ульрих

ЦВИНГЛИ Ульрих (1484–1531 гг.) – швейцарский реформатор, основатель цвинглианства – радикального направления в протестантизме, вождь и идеолог швейцарской Реформации, гуманист. Родился в зажиточной крестьянской семье в высокогорной деревне Вильдхауз, расположенной в восточной части Тоггенбургского графства (в Галленском кантоне). Его семья, владевшая большим количеством скота, принадлежала к числу самых богатых и уважаемых жителей гор. Первоначальное образование Ульрих получил в школе св. Теодора в Базеле, где обучался латинской грамматике, диалектике и церковной музыке, демонстрируя блестящие успехи и неизменно одерживая верх на школьных диспутах. В 1497 г. родители перевели его в бернскую школу древних языков Генриха Лупулуса. Помимо других предметов здесь уделялось большое внимание музыке, так что после 2-летнего пребывания в Берне Цвингли научился играть на всех известных тогда инструментах. Затем он завершил своё образование в Венском и Базельском университетах, живо интересуясь классической литературой и усердно читая Священное Писание (для лучшего понимания которого изучил и еврейский язык). Находясь под влиянием базельского богослова Виттенбаха, поддерживал деятельные отношения с гуманистами, в том числе и с Эразмом Роттердамским (1469–1536 гг.), с трудами которого Ульрих Цвингли познакомился в 1514 г., а лично с ним – в 1515 г. На формирование его мировоззрения повлияли философия стоиков и платонизм эпохи Возрождения. Благодаря их работам (в особенности теолога Марсилио Фичино, 1433–1499 гг.) Цвингли пришёл к выводу, что Бог является высшим благом и демонстрирует это всегда и повсюду через Своё провидение. Человек представляет собой связующее звено между небом и землёй. Трагизм и потерянность существования человека Цвингли связывал с его греховностью. Знакомство с Эразмом Роттердамским подтолкнуло его к более глубокому изучению Священного Писания и трудов Отцов церкви. Получив в 1504 г. степень бакалавра, а в 1506 г. – магистра философии, Цвингли стал приходским священником в соседнем с Вильдхаузом селении Гларус, где принял духовное звание. Следующие десять лет (1506–1516 гг.) он добросовестно исполнял свои пастырские обязанности. Его приход был очень велик и занимал почти треть кантона. Проповеди Цвингли были проникнуты глубоким религиозным чувством и патриотизмом, а в литературных произведениях («Лабиринт», «Басня о быке и некоторых животных») он отзывался на все вопросы реальной жизни. Одной из язв общественной жизни Швейцарии в то время была поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта торговля кровью сограждан, служившая средством наживы для отдельных лиц, получавших пенсии от иностранных государей, являлась источником глубокой общественной деморализации и вызвала протест со стороны Цвингли, особенно после того, как он ближе познакомился с этим злом, сопровождая в 1512 и 1515 гг. в качестве полкового священника отряд Гларуса в двух походах в Италию. Во время второй кампании он оказался свидетелем страшного поражения швейцарцев в битве при Мариньяно. После возвращения на родину в 1516 г. Цвингли стал проповедником в монастыре Эйнзидельн, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений. Здесь у него было немного больше свободного времени, и он воспользовался им для занятий в богатой монастырской библиотеке – прочёл в оригинале Новый Завет, изучил произведения греческого христианского теолога Оригена (около 185 – около 254 гг.), одного из западных Отцов церкви Амвросия Медиоланского (334/340 – 397 гг.), создателя канонического текста латинской Библии Иеронима Стридонского (342–419/420 гг.) и других Отцов церкви. Постепенно в нём росло убеждение в несостоятельности многих положений католического учения, а также в бессмысленности и вредности чисто внешнего культа, заменившего в официальной церкви всякое искреннее проявление религиозного чувства. Вскоре эти настроения стали проскальзывать в его проповедях. Приглашённый для того, чтобы своим красноречием привлекать в монастырь богомольцев, Цвингли неожиданно стал говорить о том, что Христос – единственный посредник между Богом и людьми, и что одна только вера может дать человеку искупление. Он говорил прихожанам: «Перестаньте верить, что Бог присутствует в этом храме предпочтительнее, чем в другом месте. В каком бы уголке земли вы ни жили, Бог всегда находится вблизи вас, Он слушает вас, если ваша молитва заслуживает быть услышанной. Ни бесплодные обеты, ни далёкие паломничества, ни дары, предназначенные для украшения мёртвых изображений, не привлекут на вас Божьей благодати. Сопротивляйтесь искушению, побеждайте свои греховные желания, избегайте несправедливости, поддерживайте несчастных и утешайте удручённых – только такими делами вы будете угодны Богу…»

 



 
PR-CY.ru