ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста - Страница 4

В Германии художник создал целый ряд великолепных станковых произведений, в которых сюжет явился лишь поводом для захватывающих, красочных образов («Смерть Гиацинта», «Поклонение волхвов»). В 1757 г. Тьеполо и его сын Джандоменико были приглашены в Виченцу для украшения виллы Вальмарана. Тьеполо расписал фресками вестибюль и четыре комнаты первого этажа, Джандоменико – гостевую половину. По замыслу художников весёлые жанровые сценки Джандоменико, изображавшие крестьян и купцов, должны были контрастировать с благородными трагическими сценами, которые воплотил в своей работе сам Тьеполо. Это сюжеты были заимствованы из таких произведений как «Илиада» Гомера («Эврибат и Талфибий, ведущие Брисеиду к Агамемнону»), «Энеида» Вергилия («Венера, являющаяся Энею на берегу Карфагена»), «Неистовый Роланд» Ариосто («Анджелика и Медор у пастухов») и «Освобождённый Иерусалим» Тассо («Ринальдо, покидающий Армиду»). К 1740–1750 гг. относятся важнейшие станковые произведения Тьеполо, поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники. В своём творчестве художник исключительно многогранен. Он пишет как мифологические картины («Царство Флоры»), так и религиозные полотна («Явление Богородицы доминиканским святым», «Мученичество святой Агаты», «Мадонна со щеглом»), выступает также как талантливый портретист («Женщина с попугаем»). В 1761 г. испанский король Карл III (1716–1788 гг.) пригласил Тьеполо в Мадрид для украшения тронного зала королевского дворца (в Мадриде художник оставался до конца своей жизни). Мадридский период ознаменован несколькими грандиозными плафонными композициями в королевском дворце, сюжетами которых являются прославления испанской монархии и «Апофеоз Энея». Композиция «Слава Испании», предварительный набросок которой был сделан художником ещё в Венеции, по замыслу должна была прославить испанскую нацию, которая в XVI–XVII вв. превратилась в одну из ведущих европейских держав. Несмотря на сложную структуру многочисленных фигурных элементов и их замысловатое значение, а также благодаря большому открытому пространству небесного свода, эта работа Тьеполо получилась самой светлой из всех его произведений. Декорация тронного зала была закончена в 1764 г. Король, очень довольный работой художника, поручает ему расписать несколько других помещений дворца. Неутомимая работа Тьеполо столь же блестяще, как в его монументальных росписях, нашла выражение и в многочисленных станковых картинах. Тематика картин до крайности разнообразна и одинаково посвящена как светским, так и религиозным сюжетам. Выдающимися примерами светской живописи исследователи называют «Триумф Амфитриты» (около 1740 г., Дрезденская галерея), «Пир Клеопатры» (около 1744 г., Мельбурн), «Ринальдо в садах Армиды» (1750–1755 гг., Чикаго). В религиозных композициях он превосходит всех художников своего времени серьёзностью подхода к теме и глубиной чувства. Наглядными тому примерами служат «Святая Тёкла, молящая о спасении Эсте от чумы» (1758 г., Эсте) или «Мучение святой Агаты» (1745 – 1750 гг., Берлин). Джованни Тьеполо был замечательным графиком, автором островыразительных по своей смелости и живописности, порой изысканно-гротескных, рисунков и офортов: циклы офортов «Вари каприччи» («Разнообразные причуды») и «Скерци ди фантазия» («Шутки фантазии»). Живописное мастерство художника не уступало по качеству исполнения его рисункам и офортам. Сотни его рисунков и две серии оригинальных офортов отличаются стилистическим своеобразием, изобретательностью композиционного решения и (при лаконизме средств) исключительной светосилой.



 
PR-CY.ru