ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста - Страница 3

Стены комнаты были раздвинуты иллюзионистским изображением архитектурных элементов, в которые были органично включены реальные двери и окна. Таким образом, художниками была создана многоуровневая система фиктивных пространств интерьера и экстерьера, в которую были органично вписаны сцены «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», создающие впечатление красочного, зрелищного, театрализованного действа. Эти сюжеты как бы переносят действие из античного мира в пышную обстановку итальянского Возрождения. Непременным атрибутом художественного метода Тьеполо, для которого характерны острый ум и ирония, является большое количество бытовых деталей. Слуги, солдаты, музыканты и другие персонажи заполняют зал столь естественно, что зритель невольно начинает сомневаться: это свита Клеопатры или настоящая прислуга дворца? В 1750 г. Тьеполо получил приглашение украсить фресками тронный зал резиденции правителя Франконии (территория современной Баварии) архиепископа Грейфенклау. Расписывать резиденцию художнику помогали его сыновья – 24-летний Доменико и 14-летний Лоренцо. Декоративная программа тронного зала включает центральную фреску потолка, на которой изображена аллегорическая фигура «Гения империи», к которому Аполлон подводит бургундскую невесту, и две исторические сцены по обеим сторонам комнаты, прославляющие императора Фридриха Барбароссу, одна из которых – «Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской». Архиепископ был очень доволен декорацией тронного зала, и в следующем (1752) г. пригласил художника расписать плафон над парадной лестницей. Здесь, на площади около 650 кв. м художник поместил композицию «Олимп и четыре части света». Олимпийские боги находятся в центре, в мягкой синеве небесной сферы; они словно парят в бесконечном пространстве. Хотя их сюжеты заимствованы из истории Средних веков, но и здесь снова прихотливо используются обстановка и костюмы XVI в. Мифологические герои и героини занимают среднюю часть гигантского плафона дворцовой лестницы. Его обрамляют изображения четырёх стран света, представленные множеством их типичных представителей в бесконечном разнообразии персонажей, одеяний, мотивов постановок и окружения. В изображениях аллегорий частей света и их многочисленной свиты фантазия живописца поистине беспредельна: персонажи разных рас и национальностей, одетые в причудливые одежды, множество экзотических атрибутов, создающих соответствующий колорит. Например, Америка представлена красавицей-индианкой, восседающей на огромном крокодиле («Аполлон и континенты»). Многолюдный земной мир противопоставлен чистому голубому пространству мира небесного. Фрески – очень сложный вид изобразительного искусства. Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников – свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей. Из-за сырого климата работать над фресками в резиденции Вюрцбурга можно было только весной и летом. Поэтому в осенне-зимний период Тьеполо писал маслом.

 



 
PR-CY.ru