Словарь по христианству Т ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста

ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста

ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста (1696–1770 гг.) – крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы, в творчестве которого венецианская живопись находит своё высшее выражение. Гениальный наследник вековых достижений итальянского искусства, он как бы замыкает круг исканий стиля барокко. Неутомимый работник, наделённый богатейшей творческой фантазией и предельной лёгкостью руки, Джованни Тьеполо на протяжении полстолетия  создавал бесчисленные шедевры монументально-декоративной и станковой живописи. Фрески и картины Тьеополо с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства. Художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство. Родился он в Венеции в семье многодетного шкипера Доменико Тьеполо, человека простого происхождения. Вскоре отец умер, и мать, Орсетта, воспитывала шестерых детей в условиях бедности. В юности Тьеполо учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини, испытал влияние Паоло Веронезе (1528–1588 гг.) и Джованни Баттисты Пьяцетты (1683–1754 гг.), но искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали Себастьяно Риччи (1659–1734 гг.), Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. В восемнадцать лет был принят в гильдию художников, работал, главным образом, в Венеции, а также в Милане, Вюрцбурге и Мадриде. Свой первый живописный заказ (картину «Принесение Исаака в жертву») выполнил в возрасте 19 лет. Для ранних работ Тьеполо (1716–1734 гг.) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725 г., ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург, и другие собрания). В 1717 г. молодой художник покинул мастерскую Грегорио Ладзарини и вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 г. женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди – Франческо (1712–1793 гг.) и Джованни Антонио (от брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей). С 1726 по 1728 гг. Тьеполо работал по заказу аристократа из Удине Дионисио Дельфино, расписывая фресками капеллу и дворец, что принесло ему известность и новые заказы. Эти фрески, украсившие патриарший дворец в Удине, декорация различных помещений дворца опираются, главным образом, на сюжеты из ветхозаветной книги Бытие (исследователи относят их к вершинам раннего творчества Тьеполо). В галерее (или так называемой «Розовой комнате») на потолке изображена большая композиция «Суд Соломона», окружённая четырьмя пророками («Пророк Исайя»). Если в ранних произведениях мастера («Похищение сабинянок», около 1720 г., Эрмитаж), в частности, в несколько тёмном их колорите, сказывается ещё период исканий, то с 1730 гг. художник достигает замечательного мастерства, не знающего до конца спада. В 1735–1750 гг. произведения Джованни Тьеполо обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737–1739 гг., и Скальци, 1743–1744 гг., «Несение креста»).

 



 
PR-CY.ru