ТИМОФЕЙ - Страница 2

В 1942 г. патриарх Тимофей заболел неизлечимой и мучительной болезнью – пляской святого Витта. Этот недуг часто не позволял ему совершать богослужения, удалил от многих дел управления патриархией и укоротил его дни. Ведение дел по большей части перешло в руки патриаршего наместника митрополита Севастийского Афинагора, но патриарх Тимофей оставался деятельным предстоятелем церкви вплоть до кончины. В отношениях с Русской православной церковью он поддерживал связь как с Московским патриархатом, так и с Зарубежной церковью, которая со времени образования удерживала за собой Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Её первоиерарх Анастасий (Грибановский) был одним из архиереев, хиротонисавших патриарха Тимофея, и он неизменно утверждал начальников миссии и монастырских настоятелей, присылаемых Зарубежной церковью. Но возобновление с помощью советских властей внешней деятельности Московского патриархата создало условия для восстановления связи также и с Москвой. Патриарх Тимофей послал Севастийского митрополита Афинагора представителем на Поместный собор Русской православной церкви 31 января – 2 февраля 1945 г., а в июне того же года принял Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (1945–1970 гг.). В конце 1946 г. патриарх Тимофей принял делегацию Московского патриархата во главе с митрополитом Ленинградским Григорием (Чуковым), от которой получил щедрую денежную помощь в сумме 35 тыс. долларов США. В то время патриарх обещал посланцам поддержку в международных вопросах, отмежевался от Зарубежной церкви, и предложил прислать в Святую землю клирика для будущего переподчинения Московскому священноначалию Русской духовной миссии в Иерусалиме. Ввиду протестов Московского патриархата в 1952 г. он подписал письмо патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, где признавал Зарубежную церковь неканоничной и в связи с этим в том же году просил приехавшего в Святую землю епископа Магопакского Серафима от РПЦЗ воздержаться от служения у Гроба Господня. Однако подорванное здоровье и близкие отношения с Великобританией обусловили некоторую сдержанность в его отношениях к Московскому священноначалию. Патриарх Тимофей воздержался от поездок в страны соцлагеря, куда его неоднократно приглашали на церковные торжества. В мае 1954 г. он литургисал в монастыре на Елеонской горе вместе с епископом Русской церкви Заграницей Леонтием Женевским, и до конца жизни продолжал утверждать глав и настоятелей Иерусалимской духовной миссии Зарубежной церкви. Патриарх Тимофей скончался 31 декабря 1955 г. За ним закрепилась слава искусного и способного первоиерарха, неутомимого борца за права Святого Гроба, мудрого клирика и плодовитого научного писателя. Патриарх Тимофей оставил после себя 37 научных трудов, посвящённых, главным образом, истории и археологии Святых Мест, 187 статей и 59 критических аннотаций. Наиболее ценными из его трудов являются: Официальные документы о правах Иерусалимского Патриархата, Иерусалим, 1908 г.; Греки на Святых Местах, Афины, 1919 г.; Греки и Францисканцы на Святых Местах, Афины, 1919 г.; Латиняне и Святые Места, Иерусалим, 1920 г.; Иерусалим и его памятники (в 2 тт.), Иерусалим, 1924 и 1932 гг.; Стены Иерусалима, Иерусалим, 1925 г.; Врата и башни Иерусалима, Иерусалим, 1925 г.; Размышления над жизнью человека до и после гроба, Иерусалим, 1937 г.



 
PR-CY.ru