Словарь по христианству Т ТАРАСИЙ

ТАРАСИЙ

ТАРАСИЙ – Константинопольский патриарх в 784–806 гг. Почитается святым в православной (память 25 февраля по юлианскому календарю, 10 марта по григорианскому календарю) и католической (память 18 февраля, раньше 25 февраля) церквах. Во время реакции против иконоборчества Тарасий, имевший знатное происхождение, занимал должность секретаря императрицы Ирины (около 752 – 803 гг.) и был значимой фигурой в делах управления империей. В целях подготовки к проведению Вселенского собора Ирина организовала избрание нового Константинопольского патриарха вместо умершего Павла IV (780–784 гг.). При обсуждении кандидатов на организованном Ириной собрании в Мангаварском дворце Константинополя после приветственной речи императрицы раздались возгласы в поддержку Тарасия, который не был духовным лицом. Ирина сама желала видеть патриархом Тарасия («мы его же назначаем, но он не слушается»), и он согласился, произнеся продолжительную речь о необходимости проведения Вселенского собора (его речь при избрании в патриархи сохранилась у Феофана). Тарасий был быстро возведён во все степени священства и 25 декабря 784 г. в праздник Рождества Христова был поставлен Константинопольским патриархом. После этого он, по традиции, разослал изложение своего вероисповедания всем предстоятелям церквей, включая папу Римского. Дополнительно были разосланы приглашения на Вселенский собор, написанные от имени Ирины, её сына Константина и самого Тарасия. Однако могущественная оппозиционная партия, имевшая сторонников среди войск и столичного населения, долго тормозила дело, так что седьмой Вселенский собор мог состояться только в 787 г. в Никее. Тарасий был председательствующим и отстаивал восстановление иконопочитания. У самих православных не было единства воззрений и по вопросам церковным, и по вопросам политическим (их взаимные пререкания, вероятно, были эксплуатируемы иконоборцами). Разногласия между православными выразились в пререканиях по поводу «прелюбодейного» брака императора Константина VI (780–797 гг.). Императрица Ирина, разбившая жизнь своему сыну, первоначально думала женить его на дочери Карла Великого – Ротруде, которую привезли в Константинополь для изучения греческого языка. В 782 г. был заключён клятвенный брачный договор между Константином и Ротрудой, но Ирина, из политических расчётов, в 788 г. расторгла этот договор. Невесту отослали обратно к Карлу, и Ирина женила своего сына на нелюбимой им невесте Марии Амнийской (770–821 гг.), внучке праведного Филарета Милостивого (около 702 – 792 гг.). После шестилетнего брака император решил расторгнуть брак и сочетаться со своей родственницей, кубикуларией Феодотой (император попытался обвинить Марию в попытке отравить его). Тарасий вначале отказался расторгнуть брак, заявив, что единственным основанием для расторжения брака является доказанное прелюбодеяние. Но Константин VI пригрозил восстановлением иконоборчества, и патриарх из «икономии» «попустил огласителю постричь его жену Марию, а авве Иосифу, игумену монастыря Кафаров, повенчать его с Феодотой, или, по крайней мере, не отлучил виновных от церкви» (император смог даже короновать её). Это вызвало волнения среди христиан, монастырь на Олимпе даже отложился от византийской церкви, ставя в вину патриарху Тарасию постриг Марии. Обличителем «нового Ирода» выступил бывший игумен Саккудионский Платон вместе со своими племянниками, Феодором (Студитом; 760–826 гг.), который был его преемником в игуменстве Саккудионском, Иосифом и всеми саккудионцами. Они прервали с патриархом общение. Напрасно новая Августа, близкая родственница Феодора, посылала ему дары: он не принял их. Сам император, в надежде на примирение при личном свидании, прибыл на воды поблизости Саккудиона: саккудионцы не вышли к нему навстречу из монастыря. Тогда (по приказу императора) Платон был посажен в «затвор в храме Архистратига во дворце» в Константинополе, его племянники и прочие саккудионцы сосланы в Фессалонику. С воцарением Ирины (797 г.) изгнанники («схизма» которых нашла многочисленных подражателей) возвратились со славой и восстановили общение с Тарасием, который отлучил от священнослужения авву Иосифа (игумена и эконома). Императрица назначила Феодора игуменом Студийского монастыря в Константинополе, и эта обитель Св. Предтечи расцвела под его управлением. Сам Феодор стал влиятельным лицом, желательным для православных преемником Тарасию. Знаменитый патриарх продолжил возглавлять церковь и (по словам жития) «пребывал в мире и тишине, ревностно пася словесное своё стадо». Пишут, что святитель Тарасий мудро управлял церковью 22 года, ведя суровую аскетическую жизнь. Всё свое имение он истратил на богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал. Житие Тарасия, имеющее важное историческое значение, написано Игнатием, константинопольским диаконом, впоследствии митрополитом Никейским, лично знавшим патриарха. Согласно житию Тарасия, перед смертью бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю грехи, которых он не совершал, но он обличил их в клевете. Скончался Тарасий 25 февраля 806 г. после болезни. Был погребён в устроенном им монастыре на Босфоре. Пишут, что у его гроба совершались многие чудеса. Изданы его сочинения: шесть писем, гомилия и полемика против иконоборцев.

 
PR-CY.ru