Словарь по христианству Т ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс

ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс

ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (155/165 – после 220 гг.) – видный латинский апологет, один из основоположников западного христианства; первая чётко очерченная авторская индивидуальность в истории христианской литературы на латинском языке, не просто яркая, но очень яркая индивидуальность, своеобычная до своеволия, как на уровне мысли, так и на уровне стиля. Родился и жил в Карфагене, изучал риторику, право, философию, считался отличным юристом. Около 193 г. обратился в христианство, под влиянием каких мотивов – неизвестно, но исследователи вполне применяют к нему его же изречение: «Христианами становятся, но не рождаются». Позже (в 202 г.) покинул церковь, упрекая её в отходе от принципов аскетизма и мученичества, выступил против её иерархической структуры, примкнул к секте монтанистов, которые привлекли его своим яростным пафосом, но вскоре вышел из неё, основав в рамках монтанизма собственную церковь. Скудные сведения о нём находятся в его сочинениях, а также у церковного писателя Иеронима Стридонского (около 342 – около 420 гг.) и церковного историка Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.). Сочинения Тертуллиана чрезвычайно важны для истории церкви и интересны в философском отношении. Представляя собой характерный пример латинского писателя, он уделял большое внимание практическим вопросам (в том числе поведению христиан в среде резко осуждаемых им язычников), а также христианской дисциплине, в чём был противоположен его современнику – греческому христианскому теологу Оригену (около 185 – около 254 гг.), воплотившему в себе христианский идеализм, старавшемуся последовательно провести материализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоял за мистическое понимание христианства, за аллегорическое понимание Священного Писания, а Тертуллиан старался понимать тексты буквально. Ориген имел некоторый уклон в сторону гностицизма, а Тертуллиан увлёкся его прямой противоположностью – монтанизмом. Подчёркивая идею божественного правосудия, он рассматривал христианство как правоотношения между Богом и человеком. Тертуллиан был человеком обширного образования, писал и на греческом языке (сочинения на греческом языке утрачены). Исследователи говорят, что тон его сочинений почти всегда резкий, страстный, полемический; своих противников он не щадит, нередко прибегает к инсинуациям, к софистическим оборотам мысли, а стиль вполне соответствует оригинальному характеру автора: неестественный, приподнятый, его язык часто неправильный, трудный для понимания, но в то же время богатый сравнениями и антитезами. Однако его мысль часто выражена настолько кратко и метко, что становится поговоркой. Автор сочинений апологетического («К язычникам», «О крещении», «О молитве», «О покаянии», «Апология» и др.), догматико-полемического («Об отводе возражений еретиков», «Против иудеев» и др.) и морально-практического («О зрелищах», «Об идолопоклонстве», «О женском убранстве» и др.) характера, Тертуллиан вёл борьбу с язычеством, гностицизмом, ересями и иудаизмом. Не все его сочинения дошли до нас; к произведениям Тертуллиана относят и такие, которые, по мнению исследователей, ему не принадлежат. Кроме деления по содержанию, исследователи подразделяют их и хронологически на два периода: кафолические и монтанистические. К некоторым вопросам он возвращается, что даёт исследователям возможность определить изменение его взглядов. При этом они подчёркивают: при всей оригинальности Тертуллиана ему иногда приходится повторять то, что уже было сказано Иустином Философом (около 100 – 165 гг.) и Минуцием Феликсом (ум. около 210 г.), что неизбежно при общности темы всех апологетов. Признаки, по которым исследователи относят его сочинения к периоду монтанизма, заключаются в упоминании пророчеств Монтана, Максимиллы и Присциллы, ссылках на Параклет (Святой Дух), особом значении, признаваемым за постом, осуждении второго брака и бегства во время преследований за веру, строгом отношении к вероотступникам, жаждущим быть принятыми вновь в христианскую общину, и, наконец, нападках на психиков (т.е. католиков).

 



 
PR-CY.ru