ТАИНСТВА ХРИСТИАНСКИЕ

ТАИНСТВА ХРИСТИАНСКИЕ (др.-греч. мистерион; лат. sacramtntum) – изначально (в Священном Писании) – всякая глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие (1 Кор. 13:2). Этим словом обозначается божественное домостроительство спасения рода человеческого (1 Тим. 3:16), которое изображается тайной, ни для кого не постижимой, даже для самих ангелов (Рим. 14:24; Еф. 1:9; 3:3–9; Кол. 4:3; 1 Петр. 1:12). В ещё более частном смысле слово «таинство» в Священном Писании означает такое соотношение божественного богостроительства к верующим, в силу которого невидимая Божья благодать непостижимым образом сообщается им в видимом (1 Кор. 4:1). Поэтому богословы называют «таинствами» зримые священные знаки и ритуальные действия, посредством которых верующим сообщается невидимая благодать. Считается, что каждое христианское таинство самим фактом своего совершения сообщает строго определённый благодатный дар: прощение грехов, возрождение к жизни во Христе, исцеление недугов. Отсюда необходимые признаки христианских таинств: богоучреждённость, благодатность и наглядность образа совершения. В отличие от обрядов (освящение воды, погребения умерших, других треб), которые имеют церковное происхождение, таинства считаются установленными Самим Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека. Если о некоторых из таинств, например, о причастии, крещении и покаянии, Спаситель говорил уже во время Своей земной жизни, то потому эти таинства – важнейшие и непостижимые. О других таинствах нет столь же ясных свидетельств в Евангелии, но указания на их божественное происхождение есть в апостольских посланиях и в книге «Деяний апостолов», а также в свидетельствах апостольского предания, сохранённых творениями Отцов и Учителей церкви первых веков христианства (Иустин Мученик, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Киприан Карфагенский). Сравнительное религиоведение истоки религиозных обрядов и христианских таинств видит в первобытно-общинных верованиях, родоплеменных культах и античной мифологии, претерпевшей значительные трансформации в раннем Средневековье. Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по устройству самой своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой Божьей силы. Православие и католицизм с XII–XIII вв. признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение (соборование). Из них три – неповторимые (крещение, миропомазание и священство), а остальные – повторяемые. Из неповторяемых обязательными считаются два первых, а из повторяемых – причащение, покаяние и елеосвящение. Брак и священство являются необязательными. Считается, что седмиричное число соответствует потребностям нашей духовной жизни. Это соответствие подтверждается семью дарами Святого Духа (Ис. 11:2, 3), семью хлебами, насытившими несколько тысяч человек (Мф. 15:36–38), семью золотыми светильниками, семью звёздами, семью печатями, семью трубами (Откр. 1:12, 13, 16; 5:1; 8:1, 2) и т.п. Седмиричное число таинств содержат не только православная, но и католическая церковь, а также несториане и монофизиты, существующие на Востоке с V и VI вв. В каждом таинстве верующему христианину сообщается определённый дар благодати, свойственный именно этому таинству.

 



 
PR-CY.ru