ТУЛЬСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР - Страница 4

В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы. Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: «Троица Новозаветная», «Распятие», «Деисус», «Господь Саваоф», «Тайная вечеря». Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определённом порядке, по ярусам. Нижний ярус (полотенечный) представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же – поясняющие надписи к монументальным картинам. Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящён подлинным историческим событиям – семи Вселенским соборам, состоявшихся в 325–787 гг. Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов – событий земной жизни Иисуса Христа и совершённых Им чудес. Запад в православной философии – олицетворение вечного зла и смерти. До конца XVII в. на западной стене храма было принято изображать картины Страшного суда и Апокалипсиса – напоминание верующим, выходящим из храма, о муках грешников. С начала XVIII в. ярославские мастера стали помещать на западной стене композиции, иллюстрирующие Новый и Ветхий Заветы. В Успенском соборе на западной стене находятся композиции, отражающие содержание «Песнь Песней» – книги Соломона глубоко символического произведения: под образом взаимоотношений Девы-Невесты и Её возлюбленного Жениха подразумевается вечный союз Христа и учреждённой Им Церкви. В люнетах (полукруглых нишах северного, южного и западного порталов) – образы Божьей Матери, защитницы, утешительницы и помощницы рода человеческого. Образы Пресвятой Богородицы (Донской, Смоленский, Иверский и др.) размещены также над окнами. Значительную часть западного свода занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы». В восточном своде размещена композиция «Предста царица одесную тебе», в центре которой – Спаситель, восседающий на престоле, одетый в царские ризы; Христос предстаёт здесь как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана земная власть над людьми. По сторонам от Него – предстоящие Божья Матерь в одеянии царицы и Иоанн Предтеча. На столбах собора есть изображения первой христианки на Руси – святой равноапостольной княгини Ольги; святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в 988 г.; святого благоверного князя Александра Невского в доспехах. Напротив алтаря, на восточной стороне западного столба, – изображение великомученицы Екатерины. На её голове – корона, горностаевая мантия приспущена до пола. В правой руке она держит крест – символ мученицы, в левой – меч, символизирующий царскую власть (собор расписывался в четвёртый год царствования Екатерины II). Значительные реставрационные работы стенописи Успенского собора были проведены в XIX в. (их приурочили к 100-летию храма). Изображения были не переписаны, а поновлены, т.е. прописаны в местах некоторых утраченных фрагментов. Исследователи считают, что деревянный резной золочёный иконостас в шесть ярусов имеет большую художественную ценность (выполнен тульскими резчиками по дереву, работавшими у купца Василия Кирьянова). Это – превосходный образец местного прикладного искусства второй половины XVIII в. Изготовленный в переходный период от барокко к классицизму, он несёт в себе характерные черты обоих стилей. Иконы были написаны неизвестными тульскими живописцами, работавшими по найму у купца Лариона Сорокина, и калужским дьяконом Андреем Филипповым. Три иконы, размещавшиеся у царских врат, выполнены оружейником Григорием Белоусовым – лучшим тульским иконописцем того времени. Иконостас Успенского собора был 7-ярусным (его описание дано в «Тульских епархиальных ведомостях» за 1895 г.). В нижнем ярусе размещались ветхозаветные сюжеты. Слева направо (от северного края иконостаса к южному) иконы располагались следующим образом.

 



 
PR-CY.ru