ТУЛЬСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР - Страница 3

Восстановление его резьбы в 1982–1986 гг. проводилось из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса. Стенопись на западной стене собора серьёзно пострадала от пожара 1950 гг. В 1960 гг. из-за проводившихся в Кремле праздничных фейерверков была утрачена композиция Успения Богородицы и некоторые другие. К середине 1980 гг. стенопись храма находилась в аварийном состоянии. На стенах и столпах собора был местами утрачен живописный слой, что было вызвано как естественным старением живописи, так и механическими её повреждениями. В 1988 г. московские художники под руководством В.Л. Лагутина приступили к реставрации стенописи Успенского собора. В сентябре 1991 г. исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа. В 1990 гг. реставрация иконостаса не велась из-за отсутствия  инансирования. В 2000–2001 гг. реставратор А. Пятин воссоздал часть резных обрамлений икон местного чина. С 1996 г. прекратилось финансирование работ и по реставрации стенописи. В 2001 г. реставрация собора была продолжена специалистами «Центрреставрации» (Москва). В конце 1990 гг. в Туле был организован благотворительный фонд «Возрождение», который поставил своей задачей восстановление колокольни Успенского собора. В 1999 г. (с июня до самых заморозков) в Кремле на месте колокольни проводились археологические раскопки, финансируемые фондом «Возрождение». Он оплатил и разработку архитектурного проекта восстановления колокольни, подготовленного московским реставратором Леонидом Потаповым. Ныне над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять 8-гранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерным ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма; оно, скорее, напоминает типичные городские соборы XVI–XVII вв. С простым объёмным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко. Для хорошего освещения большого внутреннего пространства храма окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику характер 2-этажного здания. Этот «обман» несколько смягчается тем, что вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием применённых форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и др.). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом чудом сохранился при советской власти резной белокаменный российский герб – двуглавый орёл. Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии заменёнными на каменные. Исследователи предполагают, что несколько чугунных плит с интересным узором были переданы из Успенского собора в Благовещенскую церковь, где они сохранились до наших дней. Тульский Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Они трудились «по два лета» – в 1765 и 1766 гг. (живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов). В числе художников были представители знаменитых династий ярославских «изографов» – Сопляковы, Иконниковы, Горины. Стенопись Успенского собора – одно из последних произведений стенного письма ярославской школы (по выражению Игоря Грабаря, – «лебединая песня умиравшего великого искусства»). Согласно заключению Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР, обследовавшей стенопись тульского Успенского собора в 1959 г., она «является самым монументальным произведением мастеров ярославской школы стенного писания за весь XVIII век... Стенопись собора по своему художественному значению относится к памятникам первой категории всесоюзного значения».

 



 
PR-CY.ru