ТУЛЬСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР - Страница 2

Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков (шпиль позолотили в 1826 г.). Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант; на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Её высота от земли до креста составляла 33 сажени (70,4 м). Колоколов было 22, над колоколами – часы с боем. Два самых больших колокола (весом в 679 и 361 пуд) были слиты (по свидетельству надписи на них) «во славу три-ипостасного Бога и в честь преблагословенной Девы Марии при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Александра Павловича, по благословению преосвященного Амвросия, епископа Тульского и Белевского, особенным по благочестии усердием доброхотных подаяний Тульского купеческого общества и прочих граждан и оружейников в лето от Р. Хр. 1805 Генваря 31 дня, на память Святых чудотворцев Кира и Иоанна в Москве на заводе Струговщикова, по 23 р. 50 коп. за пуд». В нижнем ярусе колокольни «тщанием и иждивением тульского купечества» в 1778 г. был устроен тёплый храм во имя Тихона Амаунтского. Иконостас в этом храме поставили в 1853 г. старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева. Тогда же в южной части небольшого храма тот же Вукол Кузовлев обустроил придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста – в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX в. Колокольня до наших дней не дожила; возможно, она стала жертвой жесточайших дискуссий, развернувшихся вокруг судьбы Тульского кремля в 1934–1936 гг. Городские власти жаждали его снести, причём вместе с обоими соборами, а комитет по охране памятников при президиуме ВЦИК отстаивал историко-культурную ценность Кремля и Успенского собора, не возражая против сноса Богоявленского собора. В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 г., в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» архитектура Успенского собора кремля характеризуется как «соединение московского пятиглавого с широким стилем XVIII века. Интересны фресковая роспись внутри и кирпичный растительный орнамент снаружи». В начале 1930 г. было принято решение закрыть в Туле десять церквей (это было самое массовое закрытие церквей в городе в годы советской власти). В число закрываемых попал и Успенский собор Кремля. Закрытый собор предполагалось использовать под атеистический музей. Тульский окружной краеведческий музей был в полной готовности приступить к воплощению этой идеи в жизнь. Уже 12 марта в президиум Тульского горсовета сообщалось, что для организации музея «имеются экспонаты древнецерковной живописи и бытовые предметы культа, начиная с прошлых веков и до наших дней... Экспонатами музей обеспечен на 80%, часть ещё будет взята в ликвидируемых церквях и в антирелигиозном музее СССР». Но музей в здании собора так и не был создан. Более того, собор (судя по архивным документам) продолжал действовать до лета 1934 г. В архивном деле сохранилась просьба верующих, датированная 11 июня 1934 г., о передаче ряда икон и облачений из закрываемого Успенского собора в Николочасовенскую церковь. Просьба была удовлетворена. Долгое время храм находился в запустении. В 1945 г. решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесён к памятникам союзного значения. В 1960 г., согласно постановлению Совета Министров РСФСР, здание храма было поставлено на государственную охрану. В 1961 г. в бывшем соборе находился склад промтоваров. Реставрация Успенского собора началась в мае 1965г., после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации Кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968–1970 гг. Тогда же полностью заменили кровлю. Чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 г. по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов. Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жёсткость. Утраты резного декора составляли около 30%.

 



 
PR-CY.ru