ТУЛЬСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР

ТУЛЬСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР – кафедральный собор Тульского кремля. В XVI–XVII вв. пространство внутри кремлёвских стен было очень плотно застроено (сведения об этой застройке есть в писцовых книгах того времени). Главная улица Кремля соединяла Ивановскую и Пятницкую проездные башни и называлась Большой. На ней размещалось большинство учреждений местного управления: двор воеводы, а также подворье архиепископа Каширского и Коломенского, в чьём ведении находился тогда город Тула. В Кремле размещалась и «канцелярия» воеводы – приказная изба и «уголовный суд» (губная изба). От Большой улицы отходили многочисленные тупики и переулки, на которых располагались осадные дворы и осадные клети. В последней четверти XVI в. в Кремле было более 120 осадных дворов, где во время набегов укрывались представители светской и духовной власти, а также дворяне и дети боярские, имевшие вотчины и поместья в Тульском уезде. В мирное время в большинстве осадных дворов проживали так называемые дворники – люди либо бедные, либо пришлые из других городов (их нанимали следить за сохранностью господского имущества). Кроме того, в Кремле было примерно столько же осадных клетей тульских священников, посадских и служилых людей (прежде всего, – защитников крепости: пушкарей, стрельцов и т.п.). На Большой улице, в центре Кремля в XVI в. стояли две деревянные церкви – холодная во имя Архистратига Гавриила с приделом Василия Парийского и тёплая во имя Успения Пресвятой Богородицы (они упоминаются в писцовой книге 1587–1589 гг.). Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и чудотворца Тихона Амафунтского был возведён в 1670–1680 гг. Менее чем через сто лет он обветшал, видимо, из-за «непрочности постройки», и его разобрали, а вместо него возвели новый Успенский собор, сохранившийся до наших дней. Его строительство началось 7 мая 1762 г. по благословению Коломенского и Каширского епископа Порфирия на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами» (на постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тыс. рублей). Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев с «товарищами» Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели за два года, к 8 мая 1764 г. За это время Лукьян Коптельцев умер, и на его место был определён бургомистр Тимофей Чечулин. Имя зодчего (автора проекта собора) до сих пор не известно. Что же касается каменщиков, в отчёте о построении храма сказано: «А делали земляное и каменное мастера тульские кирпичники Емельян Цыбин, Онисий Васильев Добрынин». Тульские кузнецы (Осип Журов с помощниками) отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин. Собор освятили в 1766 г., а через год был освящён устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но после перенесения архиерейской кафедры в Тулу этот придел упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. При двух западных столпах собора находились три знамени тульского ополчения 1812–1814 гг. Изорванные в боях и обветшавшие от времени, они были промыты искусным иконописцем, подклеены, подновлены без существенных изменений и в 1865 г. помещены в храме на специальных тумбах («для сохранения в отдалённое потомство, как памятник достоподражаемого патриотизма, оказанного в Отечественную войну нашим дворянством, а за ним и другими сословиями Тульской губернии»). Одно из знамён имело на одной стороне изображение Николая Чудотворца, а на другой – Богоявления (Крещения) Господня. Оно принадлежало (по преданию) третьему пехотному полку тульского ополчения. Два других знамени принадлежали, скорее всего, первому конному казачьему полку тульского ополчения под командованием князя Щербатова. При четырёх столпах собора в деревянных тумбах с надписями на медных табличках хранились также одиннадцать знамён тульского ополчения времён Крымской войны 1855–1856 гг. Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась в 1772–1776 гг. при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев. Протоиерей М. Руднев в «Тульских епархиальных ведомостях» в 1866 г. и П.И. Малицкий в работе «Приходы и церкви Тульской губернии» в 1895 г. утверждают, что автором проекта колокольни являлся архитектор Праве (эта же версия повторяется и в краеведческой литературе советских и постсоветских времён).

 



 
PR-CY.ru