ЩУКИН Сергей Иванович - Страница 2

После Февральской революции, в отличие от Ивана Абрамовича Морозова (1871–1921 гг.), он согласился показать свои картины французским депутатам-социалистам Марселю Кашену (1869–1958 гг.) и Мариусу Мутэ. По воспоминаниям предпринимателя Павла Афанасьевича Бурышкина (1887–1955 гг.), который тогда был товарищем городского головы, Мариус Мутэ сказал: «Вот видите, наша буржуазия все эти сокровища пропустила, и её не трогают, а ваша их собрала, и вас преследуют». Позднее, когда С.И. Щукин уже жил в Париже, один из крупных торговцев картинами предлагал ему передать бесплатно картины некоторых художников, чтобы те могли заявить, что известный коллекционер собирает их произведения, но тот отказался. По словам П.А. Бурышкина, Сергей Иванович говорил, что если бы он ещё коллекционировал, то собирал бы картины Рауля Дюфи (1877–1953 гг.). В конце 1920 гг., когда некоторые из русских эмигрантов начали судебные процессы о собственности на предметы искусства, оставшиеся в России, прошёл слух, что и С.И. Щукин будет по суду требовать свою коллекцию, но по свидетельству П.А. Бурышкина, тот в разговоре с ним опроверг это утверждение, сказав: «…Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там». Считается, что первое полотно Оскара Клода Моне (1840–1926 гг.), купленное им в ноябре 1898 г., – «Скалы в Бель-Иль» (ГМИИ). Это была первая картина Клода Моне, появившаяся в России. К середине 1900 гг. С.И. Щукин приобрёл одиннадцать полотен мастера (среди них – «Сирень на солнце» и «Скалы в Бель-Иль»), а немного позднее – знаменитый «Завтрак на траве». Впоследствии его собрание обогатилось полотнами Джеймса Эббота Макнила Уистлера (1834–1903 гг.), Пьера Сесиля Пюви де Шаванна (1824–1898 гг.), Поля Синьяка (1863–1935 гг.), Анри Жюльена Феликса Руссо (1844–1910 гг.). Особенно тесное сотрудничество сложилось у С.И. Щукина с Анри Матиссом (1869–1954 гг.), которому он заказал панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную С.И. Щукиным в 1908 г. для столовой. Картины Анри Матисса в особняке (включая «Игроков в шары») были размещены под наблюдением самого художника во время его приезда в Москву. В столовой особняка висело 16 картин Эжена Анри Поля Гогена (1848–1903 гг.) в плотной развеске. Они были сдвинуты одна к другой так тесно, что сначала зритель даже не отмечал, где кончается одна и начинается другая; создавалось впечатление фрески, иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон». Одиннадцать из них происходило из собрания Густава Файе; С.И. Щукин купил их оптом в галерее Дрюэ.

 



 
PR-CY.ru