Словарь по христианству С СПИРИДОНОВ Дмитрий Спиридонович

СПИРИДОНОВ Дмитрий Спиридонович

СПИРИДОНОВ Дмитрий Спиридонович (1871–1938 гг.) – историк, краевед, этнограф, мученик (память 16 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Из семьи крымских греков, отец служил приказчиком на евпаторийских соляных промыслах. Брат священномученика Елеазара Спиридонова. После окончания Таврической духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1903 г. со степенью кандидата богословия. Продолжил образование вольнослушателем Московского университета. Возвратился в Крым, преподавал в Таврической духовной семинарии. С 1907 г. являлся членом Таврической учёной архивной комиссии (ТУАК). В 1908 г. выступил в комиссии с докладом «К вопросу о мученичестве св. Климента, папы Римского, в Крыму», получившим высокую оценку. В 1913–1916 гг. занимался научной работой в Греции – в Афинах и на Афоне. Автор ряда исследований по церковной истории, в частности, книг «Древнехристианские мученики», «Новациан и его раскол», перевода с греческого языка труда св. Климента «О девстве». В 1918–1922 гг. работал учителем в Евпатории, был секретарём и председателем общины греческого храма пророка Илии, где настоятельствовал его брат священник Елеазар. В 1922 г. поступил преподавателем в Крымский университет. В том же году избран товарищем председателя ТУАК, работал в крымском отделе охраны памятников истории и старины. Не соглашаясь с идеологизацией гуманитарных предметов в Крымском университете, перешёл на работу в Симферопольский краеведческий музей, где впоследствии стал заместителем директора и директором. С 1926 г. вёл работу по исследованию говоров греческого населения Приазовья, несколько лет выезжал в Мариупольский округ с этнографическими экспедициями. Имел международную известность как учёный, автор исторических, краеведческих и этнографических работ, таких как «Заметки по истории эллинства в Крыму», «Уроженцы северного побережья Чёрного моря в истории древнегреческой мысли», «О мариупольских греках» (некоторые из них публиковались в «Известиях ТУАК»). О Д.С. Спиридонове отзывались как о культурнейшем и эрудированнейшем человеке, имеющем глубокую веру. Он сосредоточил всё внимание на учёных занятиях и молитве, только в них находя утешение и нравственное оправдание. Вёл исключительно скромный, почти монашеский образ жизни, отличался возвышенным состоянием ума, молитвенной устранённостью от повседневных забот, смирением и кротостью. Принимал деятельное участие в церковной жизни, был активным членом двадцатки симферопольского Троицкого греческого храма. В 1934 г. благодаря квалифицированной помощи Д.С. Спиридонова клиру и прихожанам удалось отстоять от закрытия свою церковь как единственный православный храм в Симферополе. Со времени учёбы в семинарии был близким другом священника Троицкого храма Николая Мезенцева. Д.С. Спиридонову предлагали принять священнический сан, но по смирению он отказался. 20 января 1938 г. был арестован по делу «контрреволюционной греческой националистической организации». Д.С. Спиридонова обвиняли в том, что он «писал контрреволюционные клеветнические сведения о жизни в СССР, которые передавал в греческое консульство» (речь шла о составленном Д.С. Спиридоновым обращении греков-прихожан в консульство Греции с просьбой помочь им защитить свой храм). Заключённых поместили в симферопольскую тюрьму, где подвергали пыткам и издевательствам. Д.С. Спиридонов мужественно держал себя на допросах, не признал себя виновным в «контрреволюционной деятельности». 5 ноября Особой тройкой УНКВД по Крымской АССР приговорён к расстрелу. Прославлен архиерейским юбилейным собором 2000 г.

 
PR-CY.ru