СЕЗАНН Поль

СЕЗАНН Поль (1839–1906 гг.) – французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма. Его работы говорят о мастерстве использования цвета и чётких линий, а часто повторяющиеся, чувствительные мазки весьма характерны и узнаваемы. Сезанн использовал цветовые плоскости, создавал их маленькими мазками, которые накапливались для формирования сложных полей и одновременно являлись выражением от наблюдения и впечатления от окружаемой природы. Его художественный принцип: «Цвет – это та точка, где наш мозг соприкасается с вселенной». Картины Сезанна передают интенсивное изучение художником наблюдаемого им, поиски своего взгляда и напряжённой, упорной борьбы для того, чтобы иметь возможность воплотить на холсте всю сложность человеческого зрительного восприятия. Наиболее известные полотна: «Девушка у пианино» («Увертюра к “Тангейзеру”») – около 1868 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Букет цветов в голубой вазе» (1873–1875 гг.; Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Мост через Марну в Кретее» («Берега Марны») – 1888–1894 гг., Музей имени А.С. Пушкина, Москва; «Курильщик» (1890–1892 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Гора св. Виктории» (1897–1898 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург). Родился Поль Сезанн в Экс-ан-Провансе, был единственным сыном властного отца и вырос в тихом Экс-ан-провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях вглубь страны от Марселя. Отец художника (Луи-Огюст Сезанн) был самоуверенным и напористым. Он отправился в Париж учиться шляпному ремеслу, а вернувшись в Экс после нескольких лет ученичества, вложил свои сбережения в оптовую и розничную торговлю шляпами, преуспел в этом и со временем стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра. Вскоре этот «грубый и жадный» человек (таким он запомнился друзьям детства Сезанна) стал самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях получил превосходное образование. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Его образование вполне соответствовало традиции, общественным и религиозным требованиям времени. Сезанн учился хорошо (если не блестяще) и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция. К искусству Сезанн тянулся с ранних лет, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований. Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа, и в «Коллеж Бурбон», а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка. Однако ежегодного приза по рисованию в коллеже Сезанн никогда не получал (его в 1857 г. удостоился лучший друг юного Поля – Эмиль Золя). Художественное наследие Сезанна составляет больше 800 работ маслом, 350 акварелей и много других произведений. Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных (как несовершенные) самим художником за годы долгого творческого пути. В парижском осеннем Салоне 1904 г. для демонстрации его картин был отведён целый зал. Эта выставка стала первым действительным успехом, более того – триумфом художника. Его картинами стали восхищаться, ему стали подражать, его стали копировать. Пабло Пикассо (1881–1973 гг.) позже создаёт своих «Девушек из Авиньона» на тему «Больших купальщиц» Сезанна, где люди стали частью пейзажа. Многие художники стали разрабатывать свои стили с учётом его техники разнообразных точек обзора, брали за основу и использовали простые формы – конус, цилиндр, сферу и основные цвета палитры Сезанна.

 



 
PR-CY.ru