Словарь по христианству С СОТИРИХ Пантевген

СОТИРИХ Пантевген

СОТИРИХ Пантевген (не позднее 1097 г. – не ранее 1157 г.) – византийский богослов, философ и церковный деятель, наречённый Антиохийский патриарх (1156 г. – 1 мая 1157 г). Его учение было осуждено как еретическое на Константинопольском соборе 1157 г. Биографические сведения о Сотирихе весьма скудны. Известно, что к 1156 г. ему было уже больше 60 лет, он был диаконом в соборе Святой Софии в Константинополе и пользовался репутацией серьёзного учёного, писателя и влиятельного церковного деятеля. Сотирих был избран Антиохийским патриархом, но не был возведён на кафедру (был так называемым «наречённым патриархом»). В 1156 г. принял активное участие в богословской полемике, разгоревшейся вокруг заключительных слов литургической молитвы, читаемой во время Херувимской песни: «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш». Поводом к возникновению догматических споров, охвативших широкие круги византийской церкви, первоначально явилось столкновение между известными преподавателями тогдашней высшей духовной школы: Михаилом Солунским и Никифором Василаки, с одной стороны, и диаконом храма апостола Иоанна Богослова в Константинополе Василием, с другой стороны. Услышав слова Василия о том, что «Один и Тот же Сын Божий и бывает Жертвой, и вместе с Отцом приемлет Жертву», Михаил и Никифор обвинили его в том, что он вводит две ипостаси во Христе, поскольку «принести жертву – значит одно, а принять её – другое». Этот богословский спор вскоре принял массовый характер. К точке зрения Михаила и Никифора присоединились некоторые иерархи, а также Сотирих, выступивший с рационалистической критикой учения о том, что в жертвенном акте Голгофы Христос одновременно был и жертвой, и жертвоприносителем, и тем, кому жертва приносится, усматривая в этом рассечение единой второй Ипостаси на две: приносящую и приемлющую. Обвинив противников в несторианстве, Сотирих предложил понимать акт примирения Божества с людьми как двухступенчатую юридическую процедуру обмена. На первой ступени «Бог Слово положил начало, восприняв нашу сущность, а взамен даровал нам оставление грехов». Но таким образом было достигнуто примирение лишь с Богом Сыном, а «когда нам должно было возблагодарить и Отца за усыновление, а у нас не было ничего чистого (...), то сам Богочеловек Слово пролил Свою кровь», так что крестная жертва была принесена только первому Лицу Троицы. Из этого вытекало, что и жертва Евхаристии (которую Сотирих предлагал понимать не мистически, как вечно длящуюся голгофскую жертву, но лишь как «воспоминание» о ней) приносится только Отцу. В 1156 г. по инициативе вновь избранного Киевского митрополита Константина I (1155–1158 гг.) в Константинополе был созван Собор, поддержавший толкование диакона Василия. Поддерживавшие на Соборе первоначально противоположную точку зрения Михаил Солунский и митрополит г. Диррахия (Албания) Евстафий в ходе Собора от неё отказались и, вероятно, были временно отлучены от причастия. Сотирих решения Собора не признал и в опровержение его решений написал сочинение (дошедшее до наших дней под названием «Soterichi dialogus pravius»), построенное в виде диалога между ним самим и неким Филоном. Этот «Диалог» Сотириха получил широкое распространение и приобрёл для автора много сторонников. Полемика в византийской церкви разгорелась с новой силой. Главным оппонентом Сотириха выступил епископ Николай Мефонский (ум. между 1160 и 1166 гг.), написавший против него три сочинения. Сложившаяся ситуация вынудила императора Мануила I Комнина (1143–1180 гг.) собрать новый Собор, который открылся 12 мая 1157 г. под председательством Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга (1156–1169 гг.) в присутствии императора.

 



 
PR-CY.ru