СОФРОНИЙ I - Страница 6

утверждал, что энергия есть свойство Божественного естества, но не ипостаси Сына, поскольку в ипостаси Сына есть ещё и человеческое естество, которому нетварные энергии не присущи. Но если целью христианской жизни является стяжение нетварных энергий Божества – обожение человека, то уж, конечно, Богочеловек Христос в своём человеческом естестве имеет такую полноту нетварных энергий, которую способно воспринять человеческое естество. При этом он развивал мысль, что Божественное естество является источником нетварных энергий, а человеческое естество – их проводником. Софроний I Иерусалимский не отступал ни от одного из своих мнений, несмотря на доводы монофизитского Собора (633 г.) и на покровительство монофизитам императора Ираклия I. Тем самым он заложил основу православного учения о соотношении энергии – природы и воли – природы. В историю христианской письменности Софроний I вошёл не столько как богослов, сколько как агиограф и песнописец. Его проповеди интересны по тем историческим деталям, которые позволяют представить себе жизнь церкви в завоёванном Иерусалиме. До нас дошли его сочинения по догматике, а также «Объяснение на Литургию», «Трипеснцы», найденные в ватиканской Триоди XIII в., «Житие преподобной Марии Египетской», около 950 тропарей, стихиры от Пасхи до Вознесения Господня, в том числе «Послание VI Вселенскому собору» (издано в актах шестого Вселенского собора), содержащее учение о Троице, о воплощении Бога Слова, причём там он доказывал единство ипостаси (против Нестория) и двойство естеств (против Евтихия). Считается, что Софронию I принадлежит похвала и сказание о чудесах святых целителей Кира и Иоанна (поводом к составлению было его чудесное исцеление от глазной болезни). В догматическом отношении особенно важно его слово на Благовещение. Бытует мнение, высказанное Симеоном Солунским (ум. в 1429 г.), что ещё будучи иеромонахом, Софроний пересмотрел и исправил «Устав» монастыря преподобного Саввы Освященного. Его «Трипеснцы» на Святую Четыредесятницу входят и в состав современной Триоди. Считается, что он написал сборник «анакреонтических» стихотворений. Это не богослужебные песнопения, а гомилии, написанные в стихотворной форме. Софронию I приписывается объяснение литургии, но существует также мнение, что данный труд не его авторства. На русском языке издано: Богослужебные песнопения на большие праздники. Пер. и примеч. П. Цветкова. – «Радость христианина», 1891, 1893, 1895; Послание к VI Вселенскому Собору. –  В кн.: «Деяния Вселенских Соборов». вып. 6. Казань, 1875; Проповедь на Крестопоклонное воскресенье. Сокращённый пер. – «Воскресное чтение», 1854, № 48; Соборное послание Сергию, Патриарху Константинопольскому. – «Христианское чтение», 1840, IV; О Божественном священнодействии. – В кн.: Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения. Т. I, СПб., 1855.



 
PR-CY.ru