Словарь по христианству С СОФРОНИЙ I

СОФРОНИЙ I

СОФРОНИЙ I – Иерусалимский патриарх в 634–638 гг., почитается в православии в лике святителей; память совершается 11 марта (по юлианскому календарю). Родился в Дамаске около 580 г. В Александрии получил прекрасное образование, особенно преуспел в философии, с юных лет отличался благочестием и любовью к наукам, за что получил прозвище «премудрый», был учителем словесности («софистом»). Около 600 г. прибыл в Иерусалим, в обитель Феодосия Великого, где сблизился с иеромонахом и писателем-агиографом Иоанном Мосхом (550–622 гг.), который стал его духовным руководителем и другом. Вместе с ним Софроний совершил поездку по палестинским и сирийским монастырям, записывая жития христианских подвижников и их поучения, которые легли в основу знаменитой книги «Лимонарь» (или «Луг духовный»), написанной всё же не им, а Иоанном Мосхом (он передал труд в распоряжение своего друга); книгу «Лимонарь» высоко оценил седьмой Вселенский собор (787 г.). Спасаясь от опустошительных набегов персов, Иоанн и Софроний оставили Палестину и удалились в Антиохию, а оттуда в Египет, где Софроний тяжко занемог (именно в то время он решил стать монахом и принял постриг от Иоанна Мосха). После его выздоровления они решили остаться в Александрии. Там их с любовью принял патриарх Иоанн V Милостивый (609/610 – 619/620 гг.). По его просьбе Иоанн Мосх и Софроний приняли активное участие в полемике против монофизитов (см. Монофизитство). В Александрии Софроний был почти лишился зрения, но, согласно легенде, исцелился молитвой перед мощами святых мучеников-бессребреников Кира и Иоанна (в благодарность Софроний написал житие этих святых). Когда персы стали угрожать Александрии, патриарх Иоанн V в сопровождении Иоанна и Софрония направился в Константинополь, но по дороге умер. Иоанн и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим, где преподобный Иоанн Мосх скончался (622 г.), едва закончив свой «Лимонарь». Софроний позже перевёз его тело в Иерусалим и похоронил в обители Феодосия Великого. В 628 г. из персидского плена вернулся Иерусалимский патриарх Захария (609–632 гг.). Софроний в 630 г. снова приехал в Египет, где в тот период было активно монофелитское движение, выступил против Александрийского патриарха Кира (630/631 – 642/644 гг.), насаждавшего монофелитство. После смерти патриарха Захарии в течение двух лет Иерусалимский патриарший престол занимал Модест (633–634 гг.), а после его кончины патриархом был избран Софроний (634–644 гг.). Он одним из первых выступил против монофелитов. В интересах территориальной целостности империи, внутренне разобщённой религиозным разногласием, государственная власть выступала инициатором Александрийской унии (см. Уния церковная), которая была создана на платформе моноэнергетизма. В своей синодике, адресованной всей христианской пастве и опубликованной в связи с его избранием на патриарший престол в Иерусалиме, Софроний I указал, что в каждом естестве есть момент деятельности, и выводил отсюда, что каждое естество в силу своей природы необходимо действует. Тем самым был твёрдо поставлен вопрос об энергиях, и были обойдены все опасные пункты учения о двух волях. Софроний I не был академическим богословом, на догматические темы высказывался как пастырь, но в окружном послании, изданном при вступлении на иерусалимскую кафедру, предложил подробное исповедание православной веры из-за проявившейся монофелитской ереси (впоследствии на седьмом Вселенском соборе оно было принято как точное изложение веры).

 



 
PR-CY.ru