Словарь по христианству С СОФРОНИЙ IV (Ставрос Меидандзоглу)

СОФРОНИЙ IV (Ставрос Меидандзоглу)

СОФРОНИЙ IV (Ставрос Меидандзоглу) – Александрийский патриарх с мая 1870 г. по 22 августа 1899 г., а также Константинопольский патриарх под именем Софроний III (1863–1866 гг.). Родился в Стамбуле между 1798 и 1802 гг. Происходил из богатой семьи. Учился в престижной «Великой школе нации». В молодости обладал сильным и приятным голосом и считался первым знатоком церковного пения. В 1820 г. был рукоположён в сан диакона, получил монашеское имя Софроний. В 1839 г. был рукоположён в священника, а затем епископа. В 1855 г. стал епископом Амасийским. 20 сентября 1863 г. ушёл на покой Константинопольский  патриарх Иоаким II (1860–1863, 1873–1878 гг.), после чего 2 октября 1863 г. Софроний был избран Константинопольским патриархом. Принимал активное участие в деле по поводу румынских имений греческих монастырей, конфискованных князем Александром Кузой (1820–1873 гг.) в пользу нового Румынского государства. Умеренный образ действия Константинопольского патриарха Софрония III по отношению к греко-болгарской распре возбудил против него крайнюю греческую партию, стоявшую за полное духовное подчинение болгар грекам. Не видя конца раздорам, Софроний III 4 сентября 1866 г. отказался от престола (отставка была принята Турецким правительством 4 декабря 1866 г.). В 1869 г. из-за череды конфликтов ушёл на покой Александрийский  патриарх Никанор (1866–1869 гг.). Вместо него был избран митрополит Нил (1869–1870 гг.), но и он должен был уйти по требованию Константинополя и египетских властей. 30 мая 1870 г. Софроний был избран Александрийским патриархом. В 1874 г. он составил новое Положение о церковном управлении из 32 статей и подал его на утверждение египетскому правительству. В нём предусматривалось участие в избрании патриарха представителей всех православных общин Египта, а также легальных профсоюзов Каира и Александрии, врачей, учёных, адвокатов (Положение так и не было утверждено). При слабых наследниках Мухаммада Али (1805–1848 гг.) во второй половине XIX в. Египет быстро потерял экономическую самостоятельность и превратился в полуколонию европейских держав. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа огромного количества технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много православных христиан – греков и сирийцев, заполнивших важные социальные ниши (бизнес, издательское дело, журналистика, образование). Иностранное засилье, финансовое закабаление страны вызвали рост националистических настроений, кульминацией чего стало восстание Ораби-паши (1842–1911 гг.) в 1882 г. Патриарх Софроний IV и православное духовенство (как и представители других конфессий) покинули Египет. В Каире и Александрии остались только два священника, на долю которых выпали тяжкие испытания во время бесчинств мятежной толпы. Восстание было подавлено после артиллерийского обстрела Александрии английским флотом, после чего Египет перешёл под британский протекторат. В те годы Александрийская церковь занимала весьма скромное место в жизни Египта: так в 1884 г. Александрийский патриархат насчитывал 30 храмов и четыре молитвенных дома. По мере роста православного населения строились новые церкви, в том числе в Верхнем Египте и Судане. Заслуги патриарха Софрония IV были значительными. Прежде всего, он умиротворил Александрийскую церковь. Авторитет и влияние, которым он пользовался на греческом Востоке, создали ему редкое уважение в народе. К концу XIX в. представители православных народов играли в экономике и культуре Египта куда более значительную роль, чем в предшествующие столетия. Софроний IV оставался Александрийским патриархом до своей смерти 22 августа 1899 г. Умер в возрасте около 100 лет, похоронен в церкви Святого Георгия Старого Каира.

 
PR-CY.ru