Словарь по христианству С САМУИЛ I

САМУИЛ I

САМУИЛ I (Хадзерис Скарлатос) – Константинопольский патриарх с 24 мая 1763 г. по 5 ноября 1768 г., с 17 ноября 1773 г. по 24 декабря 1774 г. Принадлежал к одной из знатных и богатых фанариотских фамилий, отличался умом, образованием, стро¬гостью жизни, твёрдостью характера, административными и дипломатическими способностями. Обучался в Великой школе нации на Фанаре. В молодом возрасте был рукоположён в сан диакона и позже стал архидиаконом патриарха Паисия II (1726–1732, 1740–1743, 1744–1748, 1751–1752 гг.). В 1731 г. был избран и рукоположён митрополитом Деркским. Константинопольским патриархом избран 24 мая 1763 г., хотя считал, что он слишком стар для этой должности. Ему досталось тяжёлое наследство. Корыстолюбивое турецкое правительство превратило патриарший престол в предмет купли-продажи, различного рода интриг и т.п. Долги патриархии продолжали расти. Самуил I решил провести реформы для стабилизации церковного управления. Патриарший Синод был преобразован. Самуил I установил, чтобы в Синоде непременными и постоянными членами были восемь старейших архиереев, епархии которых находились вблизи Константинополя. Кроме того, в состав Синода вошли ещё четыре мирянина (архонты) из знатных греков и купцов, а также один из сановников патриаршего двора. Синодальная должность великого логофета получила при турецком владычестве важное значение, т.к. только через него патриарх сносился с турецким правительством. Все эти лица, под председательством патриарха, собственно и составляли Синод. К его ведению Самуил I отнёс все дела, касавшиеся патриархата, которые решались при коллегиальном участии патриарха и всех членов Синода или большинства последних. Все важные бумаги и документы, исходящие из патриархии, скреплялись патриаршей печатью, разделённой на четыре части, из которых каждая хранилась у одного из четырёх синодальных архиереев. У патриарха оставался средний столбик или ключ печати. Архиереи, хранившие части печати, должны были постоянно находиться в Константинополе, и патриарх не имел права направлять их в епархии. Таким образом, чтобы приложить к деловой бумаге печать, требовалось присутствие патриарха и четырёх синодальных архиереев. Разделение патриаршей печати на четыре части явилось как бы обеспечением коллегиального обсуждения и решения дел. Самуил I сосредоточился на решении финансовых вопросов патриархата, возложив финансовые дела патриархии на Синод. Были снижены расходы, сокращены пожертвования и шествия с дискосом, а также был отменён старый обычай делать взносы в патриархию священниками и монахами в натуральном выражении (животные, яйца и пр.). Долги патриархии, о которых Самуил I говорил, что они тяжелее египетских пирамид, представляли для него серьёзную проблему. Для её решения патриарх установил, чтобы новые архиереи при занятии кафедры давали письменные обязательства об уплате определённой части патриарших долгов, а до уплаты вносили проценты. Было установлено, что турецкое правительство может низложить патриарха или утвердить нового после формального представления Синода. Все эти постановления Самуила I были утверждены султаном Мустафой III (1757–1774 гг.). Главный итог реформы состоял в том, что патриарший престол перестал быть игрушкой турецкого правительства, однако реформы Самуила I не произвели существенных перемен в жизни церкви. Из других его действий исследователям известны попытки подчинить себе самостоятельные автокефальные церкви. В 1766 г. Самуил I со своим Синодом назначил Антиохийского и Александрийского патриархов, но к подчинению этих церквей такое назначение не привело. В 1766 г. патриарх упразднил автокефальную Печскую патриархию в Сербии, а в следующем году – автокефальную Охридскую архиепископию в Болгарии (их территории вошли в состав Константинопольского патриархата). Он улучшил образование и поднял авторитет патриархии, ревностно боролся за православие против латинян (на острове Хиосе в 1766 г.) и покровительствовал духовному просвещению. 5 ноября 1768 г. Самуил I ушёл на покой из-за возникших волнений. Главной причиной низложения стали его крутые меры и излишняя строгость. Он был сослан в монастырь Великая Лавра на Афоне. В 1770 г. турецкое правительство позволить ему вернуться домой в Ферапию. После ухода на покой патриарха Феодосия II (1769–1773 гг.) Священный Синод 17 ноября 1773 г. вновь избрал Самуила I Константинопольским патриархом вопреки его воле. Его второе пребывание на патриаршей кафедре длилось около года. 24 декабря 1774 г. Самуил I был смещён во второй раз и сослан сначала на Афон, а затем на остров Халки, где скончался 10 мая 1775 г. (по другим сведениям, в 1780 г.), похоронен в церкви св. Николая на о-ве Халки.

 
PR-CY.ru