Словарь по христианству С СИЛЬВЕСТР I

СИЛЬВЕСТР I

СИЛЬВЕСТР I – папа Римский с 31 января 314 г. по 31 декабря 335 г. По преданию, крестил императора Константина I Великого (323–337 гг.) и получил от него «Дарение Константина» (подложная грамота от имени императора Константина I, в которой сказано, что будто бы ещё в IV в. он передал римским папам власть над Западной Римской империей). Грамота использовалась церковниками для того, чтобы доказать, что государство занимает подчинённое по отношению к церкви положение, из чего следует, что светские правители должны быть подчинены церкви не только как простые верующие, но и в ряде отношений по осуществлению политической власти (подложность документа доказал в XV в. итальянский гуманист Лоренцо Валла). Сильвестр I причислен к лику святых; память в Римско-католической церкви – 31 декабря, в православной – 2 (15) января. С его именем в католическом мире связаны название новогодней ночи (с 31 декабря на 1 января -- "Ночь святого Сильвестра") и новогодние забавы. Согласно житию, он родился в Риме от родителей-христиан Руфина и Иусты. Вскоре отец его скончался, и он остался на попечении матери. Учитель Сильвестра, пресвитер Квирин, дал ему хорошее образование и воспитал как истинного христианина. Достигнув совершеннолетия, Сильвестр стал исполнять заповедь о служении ближним, особенно заботился о приёме странников, предоставляя им приют в своём доме. В 13-летнем возрасте он был принят в клир Римской церкви и рукоположен в сан диакона, а потом и пресвитера, папой Марциллином (296–304 гг.). После смерти папы Мельхиада (311–314 гг.) был избран епископом Рима, т.е. после объявления Миланского эдикта. Сильвестр I ревностно заботился о чистоте жизни паствы, следил за тем, чтобы пресвитеры строго исполняли своё служение, не отягощаясь мирскими делами. Он славился как глубокий знаток Священного Писания и непоколебимый защитник христианской веры. Во время гонения на христиан не испугался принять епископа Тимофея, который прожил у него больше года и своей проповедью многих обратил в христианство. После его мученической кончины Сильвестр I тайно взял тело святого и с честью предал погребению. Это стало известно градоначальнику Тарквинию; святой был схвачен и предстал перед судом. Тарквиний принуждал его отречься от Христа, грозя муками и смертью, однако Сильвестр I не устрашился, остался твёрд в исповедании веры и был заключён в темницу. Когда же Тарквиний после суда скоропостижно умер, святой получил свободу и стал бесстрашно благовествовать язычникам, многих обратив в христианство. В царствование императора Константина I Великого, когда для церкви кончился период гонений, иудеи устроили диспут об истинной вере, на котором присутствовали Константин, его мать (царица Елена) и многочисленная свита. Со стороны христиан выступил папа Сильвестр, а от иудеев много учёных раввинов, во главе с Замврием, чернокнижником и чародеем. На основании книг Ветхого Завета Сильвестр убедительно доказал, что всеми пророками было предсказано Рождество от Девы Иисуса Христа, Его вольное страдание, смерть для искупления падшего человеческого рода и славное Воскресение (в этом словесном состязании святитель был признан победителем). Тогда Замврий пытался прибегнуть к чародейству, но святой воспрепятствовал злу, призывая Иисуса Христа. Замврий и остальные иудеи уверовали во Христа и просили совершить над ними святое крещение. Сильвестр I управлял Римской церковью более двадцати лет, пользуясь глубоким уважением христиан, и мирно скончался в глубокой старости. Его роль как папы была существенно принижена Константином I Великим, поэтому он не смог участвовать в работе Собора в Арле в 314 г. и Собора в Никее в 325 г., где его представляли легаты. Он совершил торжественно освящение воздвигнутой Константином I Великим базилики Святого Петра (Сан-Пьетро собора), а сам продолжал строительство, затем торжественно освятил базилику Святого Иоанна Крестителя (Сан-Джованни ин Латерано собора). С его именем связан известный на Западе рыцарский орден святого Сильвестра. В католической иконографии Сильвестр I изображается на фоне собора (символизирует созданную им Латеранскую базилику), с крестом, книгой, оливковой ветвью и лежащим у его ног драконом. В православной иконографии он предстаёт пожилым мужчиной с короткой седой бородкой и кудреватыми волосами, в литургических епископских одеждах, держащим в руках Евангелие. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru