Словарь по христианству С СТЕФАН I

СТЕФАН I

СТЕФАН I – епископ Рима с 12 мая 254 г. по 2 августа 257 г. Почитается как священномученик в православной (память – 15 (2) августа) и католической (память – 2 августа) церквах. Стефан родился в Риме, но был греческого происхождения. Он стал епископом после служения архидиаконом при Луции I (253–254 гг.), который назначил Стефана своим преемником. Известен своим диспутом с карфагенским епископом Киприаном (ум. в 258 г.) по вопросу о допустимости крещения еретиков. После преследований императора Деция в 250–251 гг. возникли разногласия, как относиться к тем, кто отпал от веры, и Стефан дал указание епископу Лионскому Фаустину принять меры против епископа Арля Маркиана, который отрицал покаяние отступников и симпатизировал сторонникам Новациана (Римский антипапа в 251–258 гг.), позже объявленного еретиком (Новациан учил, что не следует принимать обращавшихся из еретиков). Как следует из сохранившихся посланий Киприана к папе, африканские епископы грозили Риму расколом церкви. Стефан отличался непримиримостью к падшим, но этот вопрос в связи с прекращением преследования христиан потерял свою остроту. Стефан считал, что для возвращающихся в христианскую веру не нужно повторное крещение, в то время как Киприан и некоторые епископы римской провинции Африка требовали перекрещения. В итоге позиция Стефана возобладала в Латинской церкви, однако в Восточных церквах этот вопрос так и не был решён. Подоплёкой спора был вопрос о верховенстве над испанскими епископами, на которое притязали как Рим, так и Карфаген. Стефан требовал повиновения от других епископов, выдвигая особый авторитет римской кафедры как престола апостола Петра. Во время спора о крещении еретиков он властно давал предписания малоазиатской и африканской церквам, но встретил оппозицию со стороны местных епископов. К концу правления императора Валериана гонения на христиан возобновились. Пишут, что скрываясь во время гонения, Стефан I крестил многих язычников, в том числе военного трибуна Немезия, обратившегося в христианство после того, как святитель исцелил его дочь Люциллу. Немезий, посвящённый в сан диакона, и его дочь были усечены мечом. Их управляющий Симфроний, приведённый трибуном Олимпием в храм Марса на истязания, молитвой растопил золотого идола, после чего трибун с женой Екзуперией и сыном Теодолом уверовали и крестились. Все они были сожжены, а их останки были погребены папой Стефаном I. Тогда же были обезглавлены и его двенадцать клириков: Бон, Фавст, Мавр, Примитив, Калюмниоз, Иоанн, Екзуперанций, Кирилл, Феодор, Василий, Кастел, Гонорат и Тертуллин. Стефан также упоминается в декретах о восстановлении епископов Леона и Асторги, которые были низложены, но затем раскаялись. «Depositio episcoporum» 354 г. не называет папу Стефана I мучеником и не устанавливает дня его почитания, несмотря на упоминание в «Золотой легенде» (собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное около 1260 г.), что в 257 г. император Валериан возобновил гонения. Стефана I привели к императору Валериану, который осудил его на усечение мечом в храме Марса (Ария). Пишут, что 2 августа 257 г. папа сидел на папском престоле и служил мессу для своей паствы, когда люди императора вошли и отрубили ему голову. Пишут также, что по молитвам святого большая часть храма разрушилась, а воины разбежались. Стефан скрылся в катакомбах (усыпальнице св. Люцины), где затем был убит пришедшими воинами в то время как он поучал христиан. В XVIII в. ходила легенда, что на папском троне всё ещё сохранялись следы крови Стефана I. Сохранились три послания Стефана I и его декреты. Его мощи находятся в церкви папы Сильвестра в Риме. Стефан I считается покровителем хорватского города Хвар. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru