СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ ОДЕЯНИЯ, священнические облачения

СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ ОДЕЯНИЯ, священнические облачения (в христианстве, преимущественно в православии, католицизме и ориентальных церквах) – особая одежда священнослужителей и церковнослужителей (клириков и причта), имеющая сакральное значение и надеваемая поверх повседневных одежд (подрясника) на время богослужения для придания обряду большей торжественности. Облачение православного духовенства обычно шьётся из парчи и бархата и богато декорируется (драгоценными и полудрагоценными камнями или стразами, вышивкой и аппликацией золотом и серебром и их заменителями). Различный цвет священнического одеяния соответствует отмечаемым событиям церковного года. Наиболее распространён жёлтый (золотой) цвет, который соотносится с праздниками в честь Иисуса Христа, пророков, апостолов, святителей (святых архиереев); в таком облачении священники круглогодично совершают таинства и требы. Цвет одеяний на богородичные и архангельские праздники, в дни памяти дев и девственников – ярко-синий и голубой. Во время богослужения в честь Креста Господня и в Великий четверг Страстной седмицы – фиолетовый (у католиков для времени покаяния (Адвент и другие посты) предназначен пурпурный). В дни памяти мучеников (у католиков – также в апостольские праздники и в праздник сошествия Святого Духа – Пятидесятницы), а также на Пасху используется красный цвет (символ пролитой крови и сошествия Святого Духа). На Пятидесятницу (Троицу) и Вход Господень в Иерусалим, а также в память преподобных, праведных подвижников и юродивых используется зелёный (цвет надежды, у католиков закреплён и за обычными воскресеньями). В будние дни Великого Поста, при погребении и заупокойных службах доминируют тёмные священнические одеяния почти чёрного цвета (чисто чёрный был введён в обиход Русской православной церкви только в 1730 г.). Иногда (в частности, на Пасху) в священническом облачении используется также белый (серебряный) цвет (у католиков белый цвет, часто отделанный золотыми полосами, понимается как цвет преображения Христа и закреплён за великими праздниками). Священнические одеяния диаконов, пресвитеров и епископов византийского обряда (православных и униатов) различны: диаконы облачаются в стихарь (белую, плотно облегающую льняную рубаху, ведущую происхождение от туники римских граждан) или в далматику (длиннополую тунику), через левое плечо перекидывается узкая длинная лента – орарь (досл. – платок для вытирания лица, возможно от: oro – говорить, ораторствовать), а на обшлага подрясника повязываются поручи – особые нарукавники. Используется также риза – одеяние без рукавов, спускающееся до колен, надевается поверх стихаря во время литургии. Заслуженный диакон (например, протодиакон) в знак отличия может носить на голове наградную камилавку – высокий цилиндрический головной убор, расширяющийся кверху. Иереи служат в подвязанном поясом подризнике (род облегчённого стихаря), на который надеваются епитрахиль (длинная вышитая перевязь, которую надевают во время молитвы, проповеди и совершения таинств (досл. – ошейник) – видоизменённый сдвоенный орарь, ниспадающий по груди подобно переднику) и фелонь (плащ, оплечье колоколообразной формы без рукавов, иначе – риза), поручи могут крепиться как на подряснике/рясе, так и на подряснике, в зависимости от совершаемых священником ритуальных действий. Заслуженный священник (обычно протоиерей или митрофорный протоиерей) носит на голове митру (литургический головной убор треугольной формы, часто украшаемый золотым шитьём и драгоценными камнями, предназначенный для епископов и лиц, которым епископ передаёт отправление своей должности) или наградную камилавку, поскольку простая скуфья (греч. – чаша) является повседневным сословным головным убором клириков и монашествующих.

 



 
PR-CY.ru