САНСКИЙ СОБОР - Страница 2

Южная башня носит название Каменной. Её портал посвящён Деве Марии; здесь можно увидеть изображения Успения Богоматери, а на тимпане – Коронования Марии. На третьем уровне башни расположена группа из пяти скульптур; это – часть галереи, представляющей архиепископов Санса (другие пять скульптур находятся с другой стороны башни). Венчает башню небольшая 8-угольная колокольня в ренессансном стиле. На южном боковом фасаде собора расположен портал пророка Моисея (1490–1500 гг.); эту часть здания проектировал Мартен Шамбиж, участвовавший в строительстве соборов Сенли, Труа и Бове. Здесь также находятся изображения Успения и Коронования Богоматери. Над порталом расположен высокий 18-метровый круглый витраж с изображением Страшного суда (XVI в.). Фасад в стиле пламенеющей готики выходит на Дворец архиепископов. В конструкции северного бокового фасада видны аркбутаны без характерных водостоков и горгулий. Во времена первого архитектора собора аркбутаны были новыми незнакомыми элементами; можно сказать, это – один из первых опытов их применения, поэтому и выглядят они непривычно просто. На северном фасаде также есть витраж XVI в. с изображением на библейские темы. Широкий неф собора (15,25 м) состоит из четырёх квадратных пролётов и одного прямоугольного. В структуре нефа прослеживаются три уровня: аркады, трифорий и высокие окна. Боковые нефы состоят из семи пролётов. Есть здесь любопытная деталь, которую может заметить лишь внимательный посетитель: в одной из частей нефа между выступами опоры выглядывает маленькая каменная голова. Считается, что это – скульптурный портрет одного из советников короля Филиппа VI Валуа (1293–1350 гг.). Этому человеку повезло оказаться в самом центре конфликта короля с архиепископом, за что он и был «увековечен» в стенах собора. Каноники нашли достойное применение голове неприятного советника – они тушили об неё свечи. В отличие от нефа, трансепт 2-уровневый, включающий в себя аркады и окна; отсутствие трифория позволило сделать окна очень высокими. Кроме того, Шамбиж приподнял свод трансепта: его высота составляет 27,5 м в северной части и 27 м – в южной. Из-за этого трансепт будто вбирает в себя весь свет снаружи, превращаясь в настоящий шедевр пламенеющей готики. В боковых окнах южного рукава трансепта установлены витражи с изображениями на библейские темы. Здесь же находится капелла Девы Марии, где над алтарём возвышается скульптура Марии XIV в. Окна северной части трансепта украшены витражами (XVI–XVII вв.) с библейскими сюжетами, а также изображениями канонизированных архиепископов Санса. Хоры собора состоят из пяти пролётов, над ними возвышаются 6-частные своды. Главный алтарь датируется XVIII в. В одной из боковых капелл хора (XVIII в., автор Гийом Кусту) захоронены останки старшего сына Людовика XV (1715–1774 гг.) – Людовика Фердинанда, дофина Франции. В галерее, огибающей алтарный выступ собора, есть скульптура Кентерберийского архиепископа Томаса Беккета (1118–1170 гг.), который в XII в. скрывался здесь от гнева английского монарха Генриха II (1154–1189 гг.). В XIII в. в соборе св. Стефана состоялась свадьба французского короля Людовика IX «Святого» (1226–1270 гг.) с Маргаритой Прованской. Людовик IX вошёл в историю не только как один из мудрых королей Франции, но и как покровитель искусств и зодчества. При нём было построено много храмов (собор в Реймсе, Сент-Шапель в Париже и др.). Орган кафедрального собора, установленный со стороны западного фасада, датируется XVIII в. Тщательно отреставрированный в 1991 г. инструмент позволяет исполнять музыку XVII–XVIII вв. Сокровища кафедрального собора выставлены в помещении бывшего Дворца архиепископов, ныне Музее Санса. Собор св. Стефана оказал влияние на архитектуру многих других храмов (например, в Никосии, Женеве), не говоря уже о Кентерберийском соборе, в перестройке которого участвовал первый зодчий Гийом де Санс. С 1840 г. собор признан памятником архитектуры и истории.



 
PR-CY.ru