Словарь по христианству С САНСКИЙ СОБОР

САНСКИЙ СОБОР

САНСКИЙ СОБОР – кафедральный собор святого Стефана в городе Санс (Франция). Здание расположено в центральном квартале, в так называемом «Миндале» (миндаль, ядро). Первая церковь на месте, где теперь возвышается собор св. Стефана, была построена в VI–VII вв., затем её сменила постройка IX в., сгоревшая и быстро восстановленная в следующем столетии. В 1135 г. Санский архиепископ Анри Санглие решил возвести на месте старого романского здания новый собор, достойный быть резиденцией главного епископа. Исследователи считают, что Санглие поручил проект зодчему Гийому де Сансу (Гильому из Санса), который отошёл от традиционных романских архитектурных форм и впервые предложил использовать в конструкции перекрытий стрельчатый свод. В это же время и в похожем новом стиле строится знаменитая базилика Сен-Дени в северном пригороде Парижа (однако в отличие от собора в Сансе она станет кафедральной только в 1966 г.). Поэтому именно собор св. Стефана принято считать первым кафедральным готическим собором Франции. Новый собор получился простым, монументальным, светлым и очень гармоничным: центральный неф в сочетании с двумя боковыми (трансепта изначально не было). В 1164 г. папа Римский Александр III (1159–1181 гг.) освятил алтарь собора. Возведение западного фасада завершилось только в конце XII в., однако уже в 1268 г. большую часть фасада пришлось восстанавливать, т.к. она обрушилась вместе с южной башней. Несмотря на то, что строительство собора замирало на время эпидемии чумы и Столетней войны (1337–1453 гг.), зодчие сумели соблюсти целостность ансамбля и сохранить стиль, заданный первым архитектором. В 1490–1517 гг. работы возобновляются под руководством парижского мастера Мартена Шамбижа (1460–1532 гг.), который создаёт просторный трансепт в стиле пламенеющей готики. Южную часть трансепта украсил круглый витраж с изображением сцен Страшного суда и жития св. Стефана, подаренный архиепископом Санским Тристаном де Салазаром. Реконструкция той самой южной башни, которая обрушилась ещё в XIII в., закончилась только к 1532 г., а двумя годами позже к башне добавилась небольшая колокольня. Так, спустя четыре столетия после начала работ, собор был полностью завершён. В период Французской революции здание собора было серьёзно повреждёно; пострадали, в первую очередь, скульптуры. В XIX в. под руководством архитектора Марка Робелена была проведена реставрация, в ходе которой капеллы XIII в. были разрушены, а на их месте возведены новые, несколько странного вида. Самая древняя часть западного фасада – северная башня, построенная в конце XII в. Она носит название Свинцовой, т.к. до середины XIX в. её шпиц был покрыт свинцовыми пластинками. Портал башни посвящён Иоанну Крестителю; на тимпане представлены сцены крещения Христа и усекновения главы Иоанна. Большая часть центрального портала уцелела во время обрушения в 1268 г. Здесь можно видеть скульптуру св. Стефана, а также медальоны с изображениями мудрых и неразумных дев: мудрые девы находят Небесные врата открытыми (слева), а для неразумных дев они заперты (справа). До Революции на фасаде было больше скульптур, но они не сохранились. В нижней части портала на трёх уровнях расположены скульптурные барельефы: самый нижний представляет геометрические мотивы (его переделывали в XIX в.). На средней части изображены сказочные существа, животные, а также Пороки и Добродетели, а верхний демонстрирует Семь свободных Искусств, Философию и календарь. На тимпане центрального портала (сильно пострадавшего в XIII в., но позже восстановленного) изображено мучение св. Стефана. Остальные элементы центрального фасада датируются концом XIII – началом XIV вв., за исключением изображения Христа (XIX в.).

 



 
PR-CY.ru